Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сейчас евангелист Лука поведал нам о распятии Спасителя. Чем же это событии было с точки зрения человеческой истории того времени?

Распятие Христа стало величайшим преступлением и величайший беззаконием. Посмотрим, чем окружено это событие. Окружено оно предательством. Иуда предает Христа. Апостол Петр изменяет и отрекается. Ученики разбегаются. Понтий Пилат предает свою совесть. Народ Иерусалима, который еще неделю назад приветствовал Христа как царя, возглашает: «Распять его!». Архиереи, которые являлись главой ветхозаветной Церкви, не только участвуют в осуждении, но и организуют его.  Да и весь народ израильский, созданный Богом, в массе своей не узнает Спасителя.

Это предательство, можно сказать, находится в крови человека. Давайте посмотрим на фигуру апостола Иуды – Иуды Искариоткого, Иуды-предателя. Мы знаем из Евангелия, что и ему была дарована Божия благодать, и он творил чудеса, и он изгонял бесов, и он излечивал больных. Почему же тот человек, которому Господь доверил такое высочайшее служение, отрекается от Него и предает Его? Апостол Иоанн в своем Евангелие объясняет это тем, что Иуда был вором, что страсть к деньгам была в нем, и она в нем возобладала. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, эта страсть и послужила причиной предательства. То есть апостол, восприняв Дар Христа, не изменил себя, не изменил свою натуру, свои привычки. Да, он изменил внешний образ жизни – стал ходить за Христом, но внутренне он остался тем же. И когда в этот переломный момент человеческой истории перед Иудой стал выбор, эта страсть и погубила его.

При этом мы не можем сказать, что у него не было шанса к покаянию. Наоборот. Мы в Евангелие слышим, что он раскаялся – то есть изменил образ своих мыслей. Но это раскаяние было без Христа и не ко Христу направленное. И поэтому такое раскаяние погубило его – он пошел и повесился.

История события распятия – есть история каждого человека. Крест Христов – есть та основа, та ось, вокруг которой строится жизнь человека. И каждый из нас соучаствует Иуде в предательстве Христа, когда сам согрешает, когда добровольно отказывается от тех даров, которые дает ему Господь Бог. Господь оставил нам все необходимое для спасения: создал Церковь, про которую сказал, что врата ада не одолеют ее, оставил нам Священное Писание, оставил нам иерархию, оставил на богослужение. Все есть, нужно только прийти и взять, нужно только уметь задать вопрос, чтобы получить ответ. И часто люди приходят в церковь, видят или чувствуют, что действительно им становится легче, становится лучше, но при этом у людей нет желания и нет потребности изменять себя. И мы видим, что судьба Иуды повторяется во многих из нас: человек может быть и начинает изменяться, но изменяться не для Христа, не для вхождения в Царствие Божие, а для какого-то улучшения своей жизни, для большего комфорта. И это всегда приводит к духовным падениям. Это всегда приводит к духовной смерти. Если крест Христов не в центре нашей жизни, тогда наша жизнь не являет полноты. Да и жизнью-то назвать ее можно с очень большой натяжкой. Потому что если мы не видим Бога перед собой – источника всякой жизни – то где мы находимся?

Сейчас, в эти святые дни Великого поста как раз и необходимо задуматься: а что в нашей жизни есть наносного, что в нашей жизни не для Христа? Какие изменения в себе (пусть даже кажется и в лучшую сторону) мы делаем не ради Христа, а всего лишь ради себя и своего комфорта? Пост это ярко выявляет. Пусть пост для нас станет временем обдумывания, временем сосредоточенной молитвы и временем, когда крест Христов встанет в центре нашей жизни.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.