По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в целях реализации Соглашения о сотрудничестве между Братской Епархией и Министерством образования Иркутской области Издательский совет Русской Православной Церкви проводит пятый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». На конкурс принимаются литературные творческие работы.

Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 15 ноября осуществляется прием электронного варианта творческих работ и анкет участников, которые направляются в Отдел образования Братской епархии (e-mail: obraz_bratsk@mail.ru). После регистрации работы сотрудник Отдела образования направляет работы в Конкурсную комиссию г. Москвы для оценки. Итоги конкурса подводятся в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е и 10-12-е классы.

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены не менее 10-ти участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы победители конкурса.

Каждый участник получает Диплом Конкурса, а победители московского тура – не только Дипломы и ценные подарки, но и участие в интересных встречах с творческими сверстниками из разных регионов нашей страны,  экскурсии по Москве, встречи с писателями – лауреатами Патриаршей премии, участие в творческих мастер – классах.

По всем вопросам можно обращаться по телефону: 8-908-6-47-62-63 (Маковская Инна Васильевна, сотрудник епархиального отдела катехизации и религиозного образования)

Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:

  • в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт TimesNewRoman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
  • поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
  • объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).

Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев:

  • творческие достоинства работы (до 10 баллов): оригинальность творческой идеи; самостоятельность мышления, наличие авторской позиции; полнота раскрытия темы; способность к анализу; глубина эмоционального и эстетического воздействия;
  • литературно-художественные достоинства работы (до 10 баллов): выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру; последовательность изложения;  смысловая цельность, связность; яркость и образность письменной речи; композиционная стройность;
  • соблюдение правил и норм русского языка (до 5 баллов)

Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.

Может показаться, что тематические направления (см.ниже), предложенные организаторами конкурса (Издательским советом Русской Православной Церкви) достаточно сложны, но в процессе работы они помогают не только раскрыть творческий потенциал юных авторов, но  и определиться с  жизненной философией, дают возможность для духовной работы и нравственного роста ребят.

Причем направления 5-6 вполне по силам ученикам любых учебных заведений, интересующихся классической литературой и творчеством писателей-современников, отражающих в своих произведениях духовно – нравственные ценности нашего народа. А направления 2, 3 и 4 будут интересны увлекающимся изучением истории нашей страны и даже тем, кто готовится к ЕГЭ по этому предмету, так как смогут развить умение излагать свои мысли в виде сочинения на историческую тему.

Ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ:

I. Священное Писание как основание русской литературы.

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов, сюжетов Нового Завета и житий святых в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.

II. Тысячелетие веры.

Крещение Руси. Православная вера – духовная основа русской культуры. Духовное единство русского мира. Собирание земель и их защита. Духовный идеал князя-миссионера. Образ благоверного князя в русской литературе и в народном творчестве. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Православие – образ жизни и духовная основа мировоззрения русского человека. Россия, Беларусь, Украина – Святая Русь. Киев – мать городов русских. Русские писатели и мыслители о Крещении Руси. Жизнь как подвиг, на примере святых воинов – Великого князя Владимира, Александра Невского, Димитрия Донского, Феодора Ушакова, Александра Нахимова, Дмитрия Карбышева.

1030-летие Крещения Руси празднуется в 2018 году. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освящена была светом христианской веры. Его усилиями Русская земля приняла православие, и это событие предопределило весь ход нашей дальнейшей истории.

Крещение Руси не только определило путь духовного становления и развития русского народа, но и ключевым образом повлияло на формирование основ отечественной культуры, письменности.«Мы должны в полной мере осознать тот знаменательный факт, что нашим братским литературам – украинской, белорусской и русской – исполнилась тысяча лет.– пишет выдающийся русский ученый академик Д.С. Лихачев.– Почему мы должны это осознать? Что за обязанность лежит на нас? Прежде всего это наш долг перед нашими героическими предками.Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей русской землей, охватила ее всю – от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги».

 

III. Патриаршество на Руси.

Установление Патриаршества на Руси в исторической литературе. Патриархи и просвещение русской земли. Образы святителей Иова и Гермогена в житийной литературе. Патриарх Никон и Новый Иерусалим. Смутное время и подвиг патриарха Гермогена. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Возобновление Патриаршества. Воспоминания современников о служении Патриарха Тихона. Патриарх и Победа –Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Жизненный путь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Воспоминания о Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Патриарх Алексий IIи возрождение Русской Церкви.

В 1589 на Руси было учреждено Патриаршество. Немногим более столетия совершали свое служение Патриархи-предстоятели Церкви, но каждый из них вошел в историю Российского государства. Священномученик Патриарх Гермоген обессмертил свое имя твердым стоянием за Русь в годину испытаний Смутного времени и вошел в народную память как вдохновитель освобождения Отечества от иноземцев.

2017 год ознаменован для Русской Церкви столетием возобновления Патриаршества. Избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.

Имена Святейших Патриархов Сергия и Алексия неразрывно связаны с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий IIвозглавил Русскую Церковь в эпоху возрождения церковной жизни.

Словно путеводный свет маяка над бушующим морем житейских испытаний сияют слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России:«Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».

IV. «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию». Государь Император Николай II и святые Царственные страстотерпцы. 

Воспоминания о святых Царственных страстотерпцах – семье последнего Государя. Николай и Александра – история любви и преданности. Подвиг святых Царственных страстотерпцев в литературе и поэзии. Святая Императрица Александра Феодоровна – «Дарите любовь». Образы святых княжен-мучениц Ольги Татьяны Марии и Анастасии в воспоминаниях и поэзии. Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна и Марфо-Мариинская обитель в Москве. 1918-2018 – столетие цареубийства. Храм-на-Крови, Ганина Яма, Алапаевск – святыни екатеринбургской земли.

XXвек в России ознаменован подвигом сонма мучеников и исповедников, положивших свои жизни за веру и Церковь. Первыми мучениками, претерпевшими гонения и смерть, стали Государь Император Николай IIи его венценосная семья. Пережив предательство окружения, арест, стесненные условия, насмешки и грубый нрав охраны, Царственные страстотерпцы приняли мученическую смерть 17 июля 1918 года в подвале «Ипатьевского дома» в Екатеринбурге. В самых тяжелых испытаниях Государь и его близкие явили подвиг терпения, покорности воле Божией и подлинной христианской кротости.Слова, произнесённые Николаем II во время беседы с П.А. Столыпиным: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!» – стали пророческими. Многие очевидцы событий 1917 года – июля 1918 года вспоминали, что народ был охвачен беснованием: люди разрушали сильную державу, думая, что созидают лучшую жизнь в России. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю, а народ приветствовал совершившееся.

Святитель Патриарх Тихон, получив известия о убийстве Царской семьи говорил следующее – «На днях совершилось ужасное дело – расстрелян бывший Государь Николай Александрович, и высшее наше правительство, исполнительный комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк.11,28)».

V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). Этюды русской православной жизни.

Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.

Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.

Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.

VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.  

Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом. Поиски смыслов и радость обретения веры. Природа и окружающий мир как источники веры – «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.

Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.

Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу. Среди лауреатов Патриаршей литературной премии имена Владимира Крупина, Олеси Николаевой, Виктора Николаева, Алексея Варламова, Станислава Куняева, Юрия Лощица, Валентина Курбатова, Валерия Ганичева, протоиерея Николая Агафонова, Юрия Кублановского, Александра Сегеня, Юрия Бондарева, Бориса Тарасова, священника Николая Блохина, Бориса Екимова, Виктора Лихоносова, Борисаа Спорова, протоиерея Ярослава Шипова, Владимира Кострова, Виктора Потанина и Константина Ковалева-Случевского.

По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно.

Анкета участника:

ФИО:  
Дата рождения (число, месяц, год):  
Класс:  
Регион (поселок, город, район, область):  
Почтовый адрес участника (с индексом):  
Электронная почта участника:  
Телефон участника (сотовый или стационарный – с кодом города):  
Образовательное учреждение:  
Адрес образовательного учреждения:  
E-mail образовательного учреждения:  
Телефон образовательного учреждения (с кодом города):  
Класс:  
ФИО педагога:  
Жанр творческой работы:  
Название творческой работы:  
Тема творческой работы:  

 

Саму работу нужно приложить отдельным файлом, подписанным как ФИО и класс участника.

Ждем с интересом ваших творческих работ и желаем вам вдохновения и новых открытий в процессе творчества!

Фотографии победителей прошлых лет:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.