15 февраля Русская Православная Церковь отмечает один из Двунадесятых праздников  – Сретение Господне.

В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом и по исполнении дней законного очищения, Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. У иудеев того времени существовали две традиции, связанные с рождением ребёнка. Во-первых, после рождения младенца матери необходимо было очиститься через принесение Богу жертвы и иерейскую молитву, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и за установленную цену сделать за него выкуп .

В Храме Младенец Иисус был встречен старцем Симеоном. По преданию старец Симеон был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда же праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Симеон долго ждал исполнения обещания и прожил около 300 лет. И вот по внушению Духа Святого он прибыл в Храм. Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк 2:29-32)». Эти слова впоследствии стали молитвой, названной «Песнь Симеона Богоприимца». Она поётся в Церкви дважды: в конце Вечерни и по окончании Божественной Литургии.

Симеон благословил Иосифа и Богородицу и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:34-35).»

Иконография Сретения имеет два существенно различающихся композиционных варианта. В симметричной композиции в центре изображены Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец. В несимметричном варианте представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой держит свиток с текстом. Свиток повествует о приходе в мир Спасителя.

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, чуть дальше – праведного Иосифа Обручника. Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка. Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, – иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.

Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, они показали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Сретение – это столкновение Ветхого и Нового Заветов. Время греха, слабостей и своеволий прошло. На смену пришло спасение в жизнь Вечную.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.