13 марта 2020 года в Духовном центре «Слово» собора Рождества Христова, по традиции, митрополит Максимилиан, продолжающий временно управлять и Братской епархией, ответил на вопросы прихожан города Братска.

26 декабря 2019 года решением Священного Синода владыка Максимилиан был назначен митрополитом Иркутским и Ангарским, поэтому братчан живо интересовало, как складывается служение любимого ими архиерея в Иркутске, какие вопросы обсуждались на заседании Священного Синода 11 марта 2020 года, в работе которого принимал участие митрополит Максимилиан.

Также братчин волновало и то, чему они – христиане Братска – могут поучиться у иркутян.

Владыка Максимилиан со свойственными ему искренностью и теплотой ответил на заданные вопросы, подчеркнув, что сейчас он пока только входит в новое положение и наблюдает за тем, как все устроено и работает в Иркутской епархии; сотрудничает с епископом Саянским и Нижнеудинским Алексием, с большим интересом и пользой участвует в заседаниях летней сессии Священного Синода, что является прекрасной школой и дает бесценный опыт церковного управления.

Вопросы владыке поступали самые разнообразные, например: «Почему так много людей верят в Бога «в душе»?»; «Почему пропадает вдохновение и усердие в молитве?»; «Почему в храмах мало подростков и молодых людей и почему многие дети даже из верующих семей уходят из храма, повзрослев?»; «Что делать, если обиделся на священника?»; «Можно ли считать духовной жизнью общение и научение через странички в соцсетях, даже если их ведёт духовенство?» и даже «Есть ли у Бога чувство юмора?» и «Что бы Вы сказали Господу, встретив Его?».

В своих ответах владыка Максимилиан терпеливо, но настойчиво подчеркивал, что все, что происходит в жизни человека, — это его собственный выбор и его ответственность.

«Что значит, что тебя обидели? Это ты готов был обидеться и обиделся. Это сложный мир души человека, когда он пытается защитить свой внутренний комфорт и остаться «хорошим» в собственных глазах и глазах окружающих. А когда услышал: «Нет, ты не прав», — сразу испытал раздражение, отделился от «обижающего». Со святым человеком поссориться невозможно. Если происходит конфликт, то прежде всего он показывает, что именно ты еще несовершенен».

«Вся наша жизнь – это наше стремление к Богу через исправление себя. Очень неприятно, когда ты сам допускаешь раздражение или гнев, не можешь сдержаться. Нужно стараться всегда пребывать в трезвении, особенно во время поста. Это время подвига, внимания, проверки себя, а не просто время внутреннего комфорта. В каждом человеке есть некая сумма удобных ему несовершенств, с которыми он втайне даже от себя не готов расстаться и которые оправдывает в себе. Поэтому никогда нельзя верить, что ты

освободился от греха. Как только встанешь на духовный сквознячок – вирус греха снова проявится в тебе с новой силой».

Призывая к трезвенному и честному отношению человека к самому себе, владыка в то же время говорил о важности внимательного и бережного отношения к ближним, чтобы от нашей «святости» они не мучились ежедневно в собственных семьях. Особенно когда речь идет о детях, подростках. Владыка Максимилиан отметил, что непонимание между родителями и подростками не возникает в одночасье, что это всегда результат неправильного воспитания или даже отсутствия воспитания, поэтому нужно прежде всего быть внимательными к жизни ребенка, не давить на него, «искать и обсуждать темы, которые им интересны, но без настроя непременно доказать подростку, что он не прав. Подростки не хотят жить в проигрыше. Нужно предлагать им интересные и активные дела, жить и общаться с ними позитивно и самим быть искренними и не двуличными. Не нужно ломать подростков. Нужно жить так, чтобы подросток в нас видел и нашу веру, и нашу честность, и сам признавал наш авторитет. Тогда он воспримет и наши слова о том, где и в чем он не прав и будет идти на диалог».

Также владыка подчеркнул обязательное стремление христианина к взаимопониманию и соборности во всех сферах жизни: и в семье, и на работе, и в храме, на приходе: «Церковь потому и создана коллективной, чтобы мы могли и другому человеку послужить, и рядом с людьми увидеть свои недостатки и исправиться». «Мы все очень разные. Что важно для одного, то неважно для другого. Надо больше верить в Христа, а все человеческие недостатки выводить за скобки», «нужно искать не своего, а того, что Бог о тебе промышляет», а все это возможно только при стремлении жить в Боге и в Церкви, слушаясь голоса Церкви, в которой традиция сохраняется по преемству более двух тысяч лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.