Дорогие отцы, братия и сестры, Господь хочет, чтобы мы были как дети. Чтобы мы искали Его, чтобы мы учились Его любить. Чтобы мы искоренили из себя гордыню как самое главное препятствие, которое мешает нам приблизиться к Богу.

И для этого Он создал Церковь, которая стала каждому человеку Матерью. И счастлив во Христе тот, кто воспринимает всё, что заповедует Церковь, как дар. Такой человек не станет оценивать и выбирать, что ему нравится, а что — нет; что он будет исполнять, а что посчитает для себя лишним и ненужным. Несчастным становится только тот, кто так думает и постоянно сам выбирает, что ему в Церкви нравится и что не нравится, что для него подходит и что не подходит, что здесь современно, а что нет.

Поэтому в начале Великого поста хочется всех вас призвать с благодарностью принять всё, что Господь дает нам в Святом Писании, в Своих Заповедях и в Своей Церкви, и постараться применить это к своей жизни во всей полноте.

В течение нескольких недель мы готовились вступить на поприще Великого поста с помощью Евангельских сюжетов. В начале Великого поста мы будем возгревать свои чувства чтением Великого канона святого преподобного Андрея Критского. Слова этого удивительного канона также напомнят нам множество великих имён и сюжетов, чтобы мы задумались о том, что есть грех, что есть смерть и что есть спасение.

Напитавшись таким духовным мёдом, мы должны сказать себе, что во время этого Великого поста мы хотим хранить верность Богу; хотим научиться понимать, что есть добро и что есть зло. Мы должны дать Богу обещание, что это время не проведём напрасно.

В течение поста мы подражаем Господу, который сорок дней постился в пустыне, прежде чем выйти на общественное служение проповеди. И, по сути, перед нами встают те же самые вопросы, которыми диавол искушал Иисуса Христа. И мы обязательно должны на них ответить, когда будем размышлять о том, в чём суть нашего личного поста. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», «Не искушай Господа Бога твоего», «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (4; 1-11).

И действительно, Господь должен быть для нас во время поста путеводной звездой, которая ведёт нас к Страстной седмице — к Страданиям Христовым, а затем — к Его Светлому Воскресению.

Мы должны понимать, что тот дар, который мы должны принести Господу, должен быть чистым, без всякой примеси. Совершенно неправильно, если кто-то стремится этот пост просто «пережить», как неизбежное в жизни событие, по окончании которого снова можно будет вернуться к привычному образу жизни.

Мы должны прожить каждый день поста с духовной пользой, плоды которой остались бы с нами навсегда.

Пост должен принести нам понимание своих грехов. Часто мы исповедуем свои грехи поверхностно, не добираясь до корней греха и не вырывая его из своей души. Поэтому вскоре пожинаем новую греховную поросль в наших сердцах. Мы должны приложить труд, чтобы достигнуть покаяния: пролить духовные пот и кровь, чтобы в молитве, чтении Священного Писания, в размышлении и работе над изменением себя к лучшему увидеть свой грех и его корни, решительно захотеть с ним расстаться и слёзно просить Господа о помощи в самоисправлении.

Кроме того, наш пост должен проходить строго по Уставу Церкви — тихо и смиренно. Никто из нас не должен самовольно добавлять в церковный Устав или убавлять из него что-то по своему желанию. В этом действии проверяется и наша верность заповеди «Не искушай Господа Бога твоего». Жизнь по послушанию — это основа поста. Мы все делаем по послушанию Церкви, послушанию духовнику и тому опыту, который тысячелетиями вырабатывался внутри Церковного организма.

«Не хлебом единым будет жить человек». Действительно, часто те, кто строго постился по благословению, опытно чувствовали, как чтение Священного Писания заменяет хлеб естественный: когда мы каждый день открываем и читаем Библию, это нас питает, насыщает, придает нам силы. Тогда уже не сомневаешься, что человек может жить духовно. Часто мы не верим себе, не верим, что можем измениться, а на самом деле это возможно.

Все мы очень разные, и поэтому нужно искать добрые примеры, которые помогут нам найти свой путь покаяния и пойти по нему, и в Священном Писании, и в Истории Церкви, и в Житиях святых.

Существует известный пример, когда два монаха, согрешившие блудно, были удалены игуменом из монастыря. Им назначили молитвенную епитимью на несколько лет, после чего, по милости, разрешили вернуться в родной монастырь. По возвращении они выглядели совершенно по-разному: один был истощен от бдений и поклонов, с ввалившимися от непрестанного покаянного плача глазами, а другой монах румяный, светится радостью и улыбается. Игумен выслушал каждого, как он провел это время, и каждого принял в монастырь. Оказалось, что один осознал гибельность своего греха настолько остро, что всё это время не мог перестать плакать о своем грехе и молить Господа о милости и прощении. Другой же, раскаявшись в содеянном, ощутил такую радость от милости Божией и Его прощения, что с тех пор не переставал благодарить и славить Господа, испытывая непреходящую сердечную радость.

Такие мы все разные. Один во время поста находится в слезах и покаянии, другой ликует, что Господь милостиво показал ему его грехи и страсти, любит его и спасает. И оба встают на путь спасения. Поэтому так важно нам не осуждать друг друга и понимать, что Господь — Отец для каждого человека и заботится о спасении каждого человека.

Современный мир несёт множество искушений. Если прежде пост заключался во многом в отказе от пищи, то сейчас мы понимаем, что наша способность к сосредоточенности в молитве и Богомыслии, работа с потоком наших мыслей зависит от того, насколько мы сможем отказаться от лишней и неполезной информации, которая изливается на нас со всех сторон.

Давайте не будем портить бочку мёда нашего дкховного труда ложкой дёгтя. Нам требуется настроиться на духовный путь поста, отринуть от себя всё, что не нужно. Если мы с вами начнем отвлекаться на телевизор, социальные сети, интернет, то сами испортим будущий плод поста и «отравим» свою духовную жизнь. Понимаю, что жизненный путь у всех разный. Кто-то связан с информацией и интернетом по роду деятельности. Главное — оставаться в течение поста духовно собранным, молитвенным, кротким, скромным и не искушаться поведением окружающих людей. Мы должны стараться сохранять свой духовный настрой всегда и везде, где бы мы ни находились.

В Евангелии есть такие слова: «И оставив свои сети, они пошли за Ним» (Мф. 4; 20). Церковный юмор переносит смысл этих слов на современную действительность, подразумевая под сетями интернет. Невозможно служить двум господам — обязательно кому-то одному будем не радеть. Зло, которое разлито в современном мире, так обильно, что, если мы не закроем ему доступ к нашей душе, достичь плода нам будет очень и очень сложно.

Когда мы стараемся принести в дар Богу эти 40 дней поста — церковную десятину нашей жизни, очень важно настроиться и понять, для чего это нужно и как мы будем жить в это время. Очень важно попросить прощения у ближних своих и со всеми примириться: и с теми, кого мы обидели, и с теми, кто обидел нас, даже если кто-то не попросит у нас прощения. Это наша задача — приготовить себя к посту такими, какими нас хочет видеть Господь, вырвать из своего сердца все корни даже мелких обид, самолюбия и гордыни. Сначала нужно примириться со всеми своими ближними, а уже потом нести свой дар к алтарю. Наш пост — это и есть тот дар, который мы приносим Богу на алтарь нашей жизни.

Хочется, чтобы все мы были единодушны, чтобы поддерживали друг друга, чтобы не допускали осуждения друг друга, а только старались любить и помогать друг другу в единомыслии и улучшали свое сердце.

Сегодня искренне прошу прощения у всех вас за свои согрешения, за свою леность, за своё маловерие и свое малодушие, за всё несовершенное, что я допускаю в своих поступках и в своей жизни. Хочется, чтобы ради нашей Церкви, ради нашего блага я смог исправиться к лучшему и чтобы наша Иркутская Церковь процветала. Простите меня, дорогие отцы, братия и сестры.

По материалам Пресс-службы иркутской епархии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.