Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами пришли на чтение великого творения преподобного Андрея Критского – Великого покаянного канона.

Несомненно, что тот, кто пришел сюда, избрал для себя подвиг Великого поста и понимает это время как возможность изменить самого себя. Человек не удовлетворен своей жизнью и понимает, что сам для себя не может создать такие условия, в которых он мог бы провести сорок покаянных дней. Чтобы удерживаться от своих страстей, стеснять свое тело и не давать ему привычных удовольствий – ради освобождения для духовной жизни, для покаяния, для приобретения добродетелей в надежде на вселение в обители Отца Небеснаго.

Действительно, сам человек не в силах принудить себя к подобному труду. Только особые события и скорби могут подвигнуть человека к сугубому посту, к переосмыслению своей жизни, потому что ум наш поврежден.

В словах Канона мы слышим, как преподобный Андрей беседует со своей душой. Он постоянно призывает ее к покаянию; постоянно приводит в пример тех людей, которые известны из Священной истории: как они предстояли пред Богом, как складывался их путь. Чей-то путь стал путем покаяния и изменения жизни к лучшему, а кто-то пришел к погибели.

Мы слышали слова о том, что Ламех, сын Мафусаила, потомок Каина, «убил ум бессловесными стремленьми». Помним, как каиниты отказались от молитвы, от общения с Богом, избрали для себя путь земных благ, земной цивилизации. Они стали строить города, изобретать музыкальные инструменты, ковать из железа и меди.

Сыны Божии, потомки Сифа, славословили Бога, вели простую жизнь – жизнь без увлечения миром, материальные блага были для них совсем не на первом месте. Это и есть пример для нас ума неповрежденного.

Когда мы стремимся к земному благополучию и многому другому, что отвлекает нас от духовного, это четко видно. Когда мы чем – то заняты чем-то из «мира сего», нам тяжело молиться, тяжело подвигнуть себя к доброму делу, к храму, к службе, к покаянию, к милосердию; к тому, чтобы уделить внимание тому, кто встретился тебе на пути. А это явный признак, что мы не духовные, что ум наш прилеплен к другому. Тело требует своего: тепла, уюта, покоя, удовольствия.

Подразумевая все это, преподобный Андрей побуждает душу: откажись от плохого, откажись от тленного, покайся, изменись – пусть Великий пост не пройдет для тебя напрасно.

Наша жизнь скоротечна, мелькают год за годом. Если мы этим Великим постом что-то для себя не приобретем, следующим – не приобретем, и так по привычке каждый раз, то вся жизнь может оказаться напрасной в том смысле, что мы придем на Суд Божий, нисколько не изменившись.

Господь ради нас пришел в этот мир, взял грехи мира на себя, умер на Кресте, воскрес, создал Церковь, нас ведет за собой… А наши поврежденный ум и отягченное тело не дают душе вздохнуть.

Поэтому возможность изменения жизни в Великий пост должна быть нами использована. Будем спасаться в лоне нашей Церкви.

Да благословит вас Господь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.