Вот уже 106 лет исполняется в этом году мировому скаутскому движению. Что дает жизнь этому уникальному молодежному движению на протяжении стольких лет, в то время как появляются и навсегда исчезают различные молодежные организации? Чем скаутинг так привлекает молодых людей со всего мира? Почему многие родители считают, что именно скаутская организация способна правильно воспитать их детей? Что такое Скаутский Метод, почему многие педагоги считают его уникальнейшим в воспитании молодежи?

Чтобы ввести читателя в суть данного вопроса необходимо дать краткую историческую справку и обозначить некоторые дефиниции:

Скаутская Организация – добровольное, неполитическое, образовательное движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению.

Одно из технических значений слова «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг в некоторых местах называют разведчеством, что часто приводит к неправильной интерпретации сути движения.

Девиз скаутов — «будь готов!». Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».

Скаутинг зародился в Англии в 1907 году. Основателем является полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scoutingforboys», что в переводе на русский означает «Разведка для мальчиков».

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Книга Баден-Пауэлла была получена Николаем II от одного из приближённых к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала большой интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба.  Основатель российского (и далее советского) скаутского движения является полковник Олег Иванович Пантюхов. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля1909 года в Павловском парке

С началом Первой мировой войны полковник Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юные разведчики») возглавляет Эраст Платонович Цытович. В 1915 году Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея.С 1915 года Цытович становится председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут». Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1915 году также происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику русского скаутизма. В это же время Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов. В том же 1915 году Попов создал первый в мире музей скаутинга.К осени 1917 годав России насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. В областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян). Советская власть, видя в скаутах пережитки царского режима, резко отрицательно относилась ко всем этим формам и уже в 1919 году объявилаим войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 года, когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.

Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а его организаторы арестованы.

Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели:

Нас десять, вы слышите, десять!И старшему нет двадцатиНас можно, конечно, повесить,Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. В последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что даже Советская власть, критиковавшая все монархические явления, имеющая целью создать на обломках русского царизма абсолютно новый общественный и политический строй, для воспитания молодого поколения не смогла придумать альтернативу скаутской системе и использовала ее основные элементы в создании пионерской организации.

Наконец перейдем к основному вопросу, что же такое Скаутский Метод?

Скаутский Метод представляет собой совокупность элементов, то есть  взаимосвязанных методов воспитания, – являющуюся воспитательной системой Скаутинга. Каждый элемент Скаутского Метода выполняет свою особую воспитательную функцию, в то же время дополняя и усиливая воздействие других. Все вместе они образуют уникальную целостную систему. Элементами Скаутского Метода являются: верность Скаутскому Закону и Обещанию, обучение через дело, членство в малых группах (патрульная система), символьная основа (система скаутских символов), личностный прогресс в соответствии с программой прогрессивного развития личности, жизнь в гармонии с природой, поддержка взрослых.

            Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского Метода или использование его не по назначению нарушает целостность воспитательной системы. В этом случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга – способствовать личностному развитию молодых людей. Характеризуя скаутский метод, Баден – Пауэллговорил: «Скаутинг – это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его действия неудовлетворительны». Наиболее полно все эти элементы реализуются в Скаутском лагере.

Рассмотрим некоторые из методов более подробно:

Работа в малых группах. Основной, самостоятельной и самоуправляемой единицей скаутской организации является «патруль» или звено, группа из 5-7 человек, под руководством лидера патруля (звеньевого). Группа из такого количества человек является наиболее стабильным и управляемым коллективом. Каждый человек в ней сохраняет свою индивидуальность и полностью раскрывает свои способности. Руководитель такой группы в состоянии удерживать в памяти информацию обо всех членах группы и их действиях, обращаясь к каждому непосредственно.

При увеличении состава группы ее эффективность и управляемость резко падает. Единый коллектив при этом обычно распадается на подгруппы с различными, часто противоречащими друг другу, интересами. Руководитель такого коллектива уже не в состоянии ставить отдельные задачи каждому члену группы и своевременно контролировать их выполнение.

Скаутский Закон и Обещание. Скаутский Закон — это кодекс жизни каждого Скаута и всех членов Скаутской единицы, основанный на принципах Скаутинга. Через кодекс, практически применяемый в повседневной жизни, Скаутский Закон предоставляет практический путь понимания молодой личностью ценностей, которые Скаутинг предлагает как основу жизни личности.

Обещание — это личное обязательство сделать все возможное, чтобы жить в соответствии с этим кодексом, которое каждый молодой человек дает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение.

Обучение через дело. Обучение через дело отражает активный путь приобретения молодым человеком знаний, умений и социальных установок. Обучение через дело отражает практический подход Скаутского Движения к воспитанию, основанный на обучении через возможность переживаний, возникающих в процессе преследования интересов и при столкновении с повседневной жизнью. Следовательно, это является способом помочь молодой личности развиваться во всех аспектах индивидуальности, извлекая то, что имеет личную значимость, из всего, что она переживает.

Символическая основа. В Скаутском Движении символическая основа — это несколько символов, олицетворяющих воспитательное предложение для определенного возрастного диапазона. Цель символической основы — глубже укреплять воображение, дух искательства приключений, способность молодежи к творчеству и изобретательности, стимулируя ее развитие, помогая отождествить себя с направлениями развития и ценностями, лежащими в основе Скаутского Движения, стимулируя сплоченность и солидарность внутри группы.

Личностный прогресс. Это элемент, помогающий каждой молодой личности развить внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем направлении воспитательных целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.

Жизнь в гармонии с природой. Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для применения Скаутского Метода.

Поддержка взрослых. Поддержка взрослых включает три аспекта, соответствующих трем разным ролям, которые взрослому необходимо учитывать, работая в Скаутской единице: руководитель деятельности, педагог, посредник. Интересно, что у скаутов принято обращаться ко взрослым по имени и на «ты». Я считаю, что это помогает легче найти общий язык с детьми и добиться расположения и доверия к себе со стороны ребенка.

Чтобы Скаутский Метод работал эффективно в группе молодых людей, взрослый руководитель должен уметь надлежащим образом использовать элементы Скаутского Метода и динамику Скаутинга в действии.

По собственному опыту могу сказать, что именно Скаутский Метод, а ничто иное, дает жизнь скаутской организации и в нашем городе, даже теперь уже можно сказать и в нашей Братской епархии. Проведение летних лагерей на природе, звеньевую систему (следует отметить, что звено в нашей дружине обычно является разновозрастным, что тоже довольно эффективно в работе с молодежью), символическую основу я считаю наиболее удачными приемами в скаутской работе в нашей дружине. Что касается метода поддержки взрослых, то здесь стоит сказать, что руководящий состав дружины «Братский Острог» довольно молодой, но это, по – моему мнению, не является минусом, а даже наоборот еще сближает детей и начальников.

Своими впечатлениями о работе скаутской организации в Братской епархии поделились мама двух членов ОРЮР Е.М. Дмитриева.

Мы хотим лагерь!

Вот уже и весна, скоро лето, и надо будет готовить детей в лагерь, в Тангуй. Проверить рюкзаки, коврики, камуфляж, приготовить обувь, одежду. Сейчас уже не так страшны и волнительны эти сборы в лагерь.

Помню, как собирали дочь в первый раз. У нас уже был опыт общения с другими детьми в оздоровительном лагере «Дружба», путевки в который дают нам на работе. И честно сказать, я боялась за дочь. Но ласковая улыбка Галины Евгеньевны успокаивала, да и на Марину Яковлевну я надеялась. Не все прошло гладко, конечно. Девчонки скучали, плакали, но зато как покорили их вечерние костры, построения, приятно было слышать о давно забытых играх моего детства, в которые играли дети-скауты. Особенно понравился последний костер. Памятные щепочки с того лагеря до сих пор хранятся дома. Многие не поехали на другой год. Но дочь с тех пор ездила каждый год. И с каким восторгом, с юмором потом рассказывала о походах, о трехдневной игре, о всяких курьезах в лагере, что у нас с мужем не оставалось сомнений о пользе и нужности этого лагеря. Мы и сами приезжали в лагерь и видели лучезарные, улыбчивые лица детей, приветливость взрослых, уверенное, спокойное лицо о.Андрея, о.Петра, Ивана Николаевича. Мы уже знаем о шутливых песнях, которые здорово и проникновенно поет заместитель директора гимназии Иван Николаевич. О.Алексей знает много песен и красиво поет их. Также мы знаем о душеполезных беседах с о.Андреем, о том как трудно готовить очередную точку, как трудно сутки молчать или лежать с кружкой на голове. Сколько раз мы с мужем удивлялись этим испытания детей, и сознавали, как это необходимо детям, нашим изнеженным и избалованным цивилизацией детям. Оказывается, как приятно после лагеря дома мыть посуду, купаться в ванной, и даже стирать. Но все же скучно без ребят, без общения с ними. Плохо, что лагерь очень далеко от города. Но зато не надоедают визитами родители, дети в разлуке скучают и больше ценят их. А побывать на свежем воздухе, оторваться от телевизоров, компьютеров хоть на несколько дней – это ж здорово! Увидеть живых куриц, лошадку, убегать от воинственного петуха, погладить собаку, собирать грибы, ягоды, посмотреть на муравьев, пчел – разве это не интересно? Да и потрудиться на благо гимназии на грядках, а значит на благо других – это ли не польза.

Конечно, много не хватает в лагере: это и хорошей кухни, и спортинвентаря, палаток, не оборудована баня и туалеты, и скаутской формы, и повара, и воспитателей, всего и не перечислишь.… Но знаю точно одно – детям нужен этот лагерь! Где еще они могут проверить себя, испытать себя, узнать, на что они способны? Лагерь должен способствовать объединению православных детей от мала до велика.

Подготовила Мария Пономарева,

дружинница скаутского отряда «Братский острог»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.