О том, как создавалась православная гимназия и как проходит ее становление, чем отличается и что общего у нее с другими школами, рассказал ее директор и духовник, протоиерей Андрей Скрынько. 

Как все начиналось

Идея создания православной гимназии возникла, когда священники Андрей Огородников и Андрей Скрынько поняли, что хотят научить своих детей тому, что сами для себя уже открыли. Поскольку таких знаний в обычных школах не дают, надо было создавать свою, православную. Благо Андрей Скрынько получил педагогическое образование и знал, как к этому подступиться. Набрали первоклассников и стали их обучать в помещении при храме Андрея Рублева. Это был 1996 год. Вскоре обратились в городскую администрацию, рассказали о задумке и уже на следующий год получили под гимназию пустующее здание бывшего детского сада по улице Крупской,30, где пребывают и поныне. Сразу же сюда пришли порядка 130 ребятишек, для которых организовали начальную школу и пятый класс. 

Дети находились в гимназии с 8-30 до 17 часов. И это вполне оправдано, ведь православное воспитание предполагает возможность постоянно общаться с детьми, возможность изучать Закон Божий, причем не на уроке, а в играх, которые и проводились во второй половине дня. «В гимназии представлена вся полнота жизни, и во всей этой полноте ребенок имеет возможность находиться среди православных людей, которые делают все по-другому. Они иначе едят, иначе играют, иначе учатся. Ими движет другая мотивация, у них другие ценности. Все это можно передать только в постоянном разнообразном общении. Именно такой и была первоначальная идея создания гимназии», – поясняет директор. Поэтому всех, кто приходил сюда, ориентировали и даже обязывали быть здесь и во второй половине дня. Ребят удавалось удержать благодаря очень мощному дополнительному образованию. Здесь действовало множество всевозможных кружков и секций. В частности, замечательные педагоги с золотыми руками обучали гимназистов ремеслу. 

К сожалению, дополнительное образование иссякло. Сначала закончились финансовые, а потом и людские ресурсы. И руководство учреждения не стало настаивать на том, чтобы дети оставались в гимназии после учебы. Между тем большая часть гимназистов и сегодня не спешат уходить из школы – они с удовольствием играют и общаются в комфортной для них атмосфере.  

Как говорит отец Андрей, в те времена, когда создавалась гимназия, интерес к Церкви имели многие горожане. Люди пытались определиться в своем отношении к вере, религии. Поэтому желающих привести сюда детей было немало. 

Но нельзя забывать, что возможность учиться в православном образовательном учреждении диктует свои обязательства, требует от человека живого, непосредственного участия в церковной жизни – иначе нет смысла в таком обучении. Просто ходить в школу недостаточно. Необходимо участвовать в церковных таинствах – исповедываться, причащаться. Надо чтобы люди дома регулярно молились Богу, чтобы пост был семейным делом. 

В гимназии налажен церковный быт – день начинается молитвой, соблюдаются посты и так далее. Но если ничего этого нет в семье, не приученный к церковной жизни ребенок начинает страдать. «Если вера – выбор семьи, и она хотела бы этому учиться, здесь готовы учить. Если же такой выбор не сделан, то и ребенка мучить не надо, ибо его воспитание, прежде всего, – дело семейное», – убежден отец Андрей. Осознав это, некоторые родители перевели ребят в другие школы.

Поначалу в школу пришло много случайных людей, среди которых было немало приспособленцев. И неудивительно. Ведь православная гимназия имела преимущества перед обычными общеобразовательными учреждениями – здесь была группа продленного дня, что весьма привлекало родителей, которые не любят заниматься своими детьми. 

Набив первые шишки, к отбору стали подходить строже. Тем, кто приводил ребенка только для того, чтобы его оставить на день и не беспокоиться, стали отказывать. Зато тем, с кем совпадало видение о воспитании подрастающего поколения, всегда был зеленый свет.Сегодня гимназия – это школа полного среднего образования, где обучается 140 детей. 

Сходства и различия

Учебная программа здесь практически не отличается от той, по которой работают в других общеобразовательных учреждениях. Единственное отличие – уроки Закона Божьего. И то в первом классе такие уроки запрещены. Только когда дети становятся старше, они постепенно начинают изучать церковно-славянский язык, православное богослужение, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, историю Церкви, религиоведение, нравственное богословие и основы православной культуры. 

В отличие от обычных школ, где в классах учится не менее 25 человек, в каждом классе гимназии – в среднем 12 учеников. Казалось бы, вот она – возможность работать с детьми почти индивидуально. Но, по словам отца Андрея, опыт показал, что в небольших группах – до 15 человек – работоспособность ребят падает. Дети не расположены к большому вниманию учителя, более того, оно их тяготит. В малочисленном классе необходимо быть готовым к каждому уроку, нет никакой возможности расслабиться. И ученики начинают протестовать и сопротивляться. В такой ситуации к педагогу предъявляются особые требования. Он должен заинтересовать учащихся своим предметом так, чтобы у них пропало естественное желание спрятаться за чужие спины. Где этого не удается, урок проходит непродуктивно. 

Выручает то, что в гимназии никто не относится к предмету формально. Учителя сообща анализируют те или иные ситуации, вместе ищут подходы, прорабатывают варианты. Надо сказать, что здесь очень дружный коллектив. Возможно, поэтому текучкой преподавательский состав не страдает. Часто меняются, впрочем, как и в других школах, только учителя английского языка. И это понятно. Им гораздо удобнее зарабатывать репетиторством, поскольку все, кто хотел бы владеть английским языком, а таких в период активного развития зарубежного туризма очень много, готовы платить за индивидуальные занятия. Вот и уходят из школы те, для кого педагогика – не призвание, а источник дохода. 

Кстати, еще два года назад в гимназии работало больше пенсионеров, но в настоящее время учительский состав, особенно в начальном звене, заметно помолодел. «Такие перемены радуют, потому что еще пять лет назад мы не видели перспективы и переживали за будущее нашего учреждения», – делится директор. Поводом для радости и даже гордости служит еще и то, что 14% выпускников вернулись в родную гимназию работать учителями. Вряд ли такими показателями может похвастать еще какая-то школа.

Наверняка влечет их та необыкновенная атмосфера нравственной чистоты и высокой духовности, которая царит в гимназии. Здесь не приемлют многих вещей, характерных для общества с размытыми нравственными ориентирами. Но поскольку дети приходят оттуда, они естественно все пороки несут сюда. И коллективу приходится с этим бороться. Если в молодежной среде считается престижным курить или ругаться матом, ребята это и делают. В гимназии же им объясняют, что хорошо и что плохо. Если ребенок нецензурно выругается в первый раз, он тут же будет вызван на ковер к директору, а после второго раза с ним просто расстанутся. Гимназисты никогда не будут публично курить табак, поскольку понимают, что это недопустимо. 

Одно время прием в гимназию был ограничен шестым классом. Сюда не брали подростков старше 13 лет, поскольку менять их привычки только внешним воздействием, если перед этим не было соответствующей внутренней работы, уже невозможно. Сейчас снова принимают ребят в любой класс. И, как говорит отец Андрей, обусловлено это тем, что в школе уже сложился прочный, жизнеспособный костяк, который так просто не разрушить случайному хулигану. Если кто и принесет дурные привычки, их тут не поддержат. Такой ребенок не получит признания среди гимназистов. Причем, если поначалу гимназия защищалась только силами педагогов, директора и священника, то теперь детский коллектив защищает себя сам, сам способен поддерживать эту необыкновенную атмосферу чистоты и духовности.    

Конечно, когда приходит в гимназию старшеклассник, директор стремится понять, зачем идет и почему так поздно. Обычно поводом служат проблемы и трудности, что сложились на предыдущем месте учебы. Человек идет в надежде, что тот духовный заряд, который есть в гимназии, поможет ему приобрести свой стержень и не выпасть за черту. Понимая это, подростка принимают. «Как-то пришла к нам 11-классница, да с таким багажом! Мы долго сомневались, но все же взяли ее. Через год после окончания гимназии она пришла к нам со словами глубокой благодарности за то, что наша школа стала для нее тем якорем, который помог удержаться и дальше вести достойную жизнь. Остались довольны и мы, что смогли помочь девушке. И это не единственный случай», – рассказывает руководитель гимназии.

Достойные результаты

Долгое время в силу разных внутренних причин православная гимназия не выходила ни на какие олимпиады и конкурсы, а потому внешней оценки своей деятельности не получала. Более того, у некоторых сложилось впечатление, что ребят здесь слабо учат. Последние два года гимназисты стали участвовать в городских состязаниях и продемонстрировали хорошие знания. Так, в этом году они стали победителями и призерами олимпиад по общеобразовательным предметам. И это притом, что гимназия выступает в неравной «весовой» категории, ибо выбор-то у нее невелик – в отличие от других школ здесь во всей параллели учится всего 10-15 человек. 

Что же касается православной культуры, то равных братским гимназистам нет даже в области. Да и на российских олимпиадах ребята из православной гимназии Братска показывают достойные результаты.  

Уверенно сдают ребята и единый государственный экзамен. Например, по русскому языку они занимают первые позиции в городе. В этом году их обошел только лицей №1. В математике, конечно, опережают лицеисты, и все же по большинству предметов православная гимназия находится в первой десятке среди школ города. Нынешние девятиклассники, в частности, заняли четвертую позицию по баллам.  Сегодня выпускники гимназии работают в разных сферах. Есть среди них программисты, архитекторы, ветеринары, лесохимики, священнослужители. И все же самое главное, что те, кто здесь учился, прочно осваиваются в большой жизни.

Проблемные точки

Безусловно, жизнь гимназии не проходит безоблачно. И основная проблема, по мнению отца Андрея, – отсутствие взаимопонимания с окружающим миром. В большей степени это касается отношения с властью. 18 лет уже существует учреждение. За это время выпустило десятки гимназистов. Но до сих пор руководители города и чиновники смотрят на гимназию как на ненужное и непонятное явление, удивляясь ее живучести. 

«Идут годы, меняются мэры, и каждому приходится с нуля объяснять и доказывать, кто мы, зачем мы, и почему люди выбрали наше учебное заведение, а не другое. Но ведь если они выбирают православную гимназию, значит, она нужна», – сетует директор.  

Еще одна проблема – это родители, которые приходят с настроем потреблять услуги и не готовы участвовать в жизни гимназии. При этом они пришли, потому что видят ее достоинства и преимущества. Но здоровая атмосфера возможна лишь при совместном вкладе, когда все готовы защищать правду, учить ребенка определенным правилам поведения, нормам этикета, мере ответственности по отношению к труду, к Отечеству. Если же приходить для того, чтобы только брать, то очень скоро брать станет не из чего. К счастью, как признает отец Андрей, в большинстве своем все-таки родители сотрудничают с педагогическим коллективом гимназии. Причем сейчас гораздо больше понимающих людей, нежели это было 10-15 лет назад. Тогда все были сочувствующими, заинтересованными, но на реальные шаги мало кто был способен. Теперь же почти каждая семья, которая привела ребенка, понимает, зачем она здесь, и готова созидать вместе с коллективом. Это и позволяет гимназии быть жизнеспособной, решать проблемы и ставить новые задачи, например, вырасти численно и качественно. 

Венера ЛИСКИНА, газета “Братский лесохимик”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.