Проповедь протоиерея Леонида Шевченко в Седмицу 10-ю по Пятидесятнице, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.» (2 Пет.1.19.)

Дорогие братия и сестры!

 За шесть дней до преображения Господь беседовал с учениками о Своей смерти и о воскресении, а затем подозвав народ, говорил о несении креста (Мф.16,21-28). Спаситель знал, что приближается время Его страданий и смерти, что свидетели этого, Его ученики, могут соблазнится Его уничижением, явил им видимым образом славу Своего Божества, чтобы они потом поняли тайну Его добровольных страданий и смерти.

       По древнему преданию, Господь преобразился за сорок дней до Своих страданий. Преображение происходило в феврале, но Церковь Христова перенесла празднование его на август, потому что иначе это бы совпало со святой четыредесятницей – временем Великого Поста. Святые Отцы отсчитали назад сорок дней от праздника Воздвижения Креста Господня, когда вторично совершаем воспоминание страданий Христовых, и установили празднование Преображения Господня 6 (19 по новому стилю) августа.

        Преображение Христа на Фаворе есть одно из Богоявлений, одно из тех явлений и откровений Бога человеку, о которых повествует Библия. Все библейские Богоявления очень таинственны и исполнены глубокого смысла. Бог являлся святым и праведникам Ветхого Завета – Аврааму, Моисею, Давиду, Илии. И эти Богоявления как бы краеугольные камни Священной истории – те основания, на которых она утверждается. Так, например, при заключении завета со Своим народом Бог в таинственных видениях являлся на Синае Моисею и говорил с ним лицом к лицу. Позже на этой же горе Он являлся пророку Илии. Моисей – законодатель, а Илия – пророк. Закон и пророки – основание ветхозаветной религии. Господь для того и являлся Моисею и пророкам, чтобы положить основание истинной религии, истинной веры, ибо таким основанием может быть только откровение Бога, Его явление человеку. Основание ветхозаветной Церкви – это закон и пророки. Основание Церкви Нового Завета – апостолы, ученики Христа.

       Преображение Христа на Фаворе, свидетелями которого были святые апостолы – одно из самых важных и значительных богоявлений. Фавор – продолжение Синая.

         Евангелие всегда повествует о величайших событиях и делах Божиих в очень сдержанных, простых к пониманию словах. Оно никогда не принуждает человека, не пытается насильно и навязчиво убеждать в величии описываемых событий, но представляет свободу увидеть это самому.

            Святой евангелист Матфей говорит: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними» (Мф.17,1). Почему же Христос взял на гору Фавор не всех учеников? По словам старца Паисия Святогорца, причина не в том, что Христос любил Петра, Иакова и Иоанна больше других, но в том, что напротив, эти трое любили Христа больше других, а потому именно они были способны вместить откровение и Благодать Фаворского света. Прочие же апостолы были еще к этоиу не готовы. По закону (Втор.19,15) трех человек было достаточно, чтобы засвидетельствовать откровение славы Божией, и по выражению святого Прокла, они «по духу представляли в лице своем и всех прочих апостолов».

          В Евангелии еще сказано, что Господь возвел их на гору высокую (Мф.17,1). Вершина горы есть место таинственной встречи с Богом: она расположена как бы между небом и землей, и человеку нужно, потрудившись, подняться до этого места, а Богу, напротив, нужно спуститься, снизойти до него.

      Когда Господь преобразился, Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть»; и захотел остаться на этой горе навсегда. Братья Иоанн и Иаков, сыны громовы, тоже были поражены этим видением, оно осветило их души. Они испытали то, что апостол Петр выразил словами: «Взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». В кондаке Преображения поется: «Да воссияет и нам , грешным, свет Твой присносущный» – то есть свет, который всегда исходит от Бога, чтобы засиять в наших сердцах. Святые Отцы говорят, что на Фаворе Христос приоткрыл апостолам славу Своего Божества – славу, которую Он всегда имел, но которую ранее была невидима для них. Он показал её не во всей полноте, а лишь в малой мере, «якоже можаху», в какой человеческая природа способна вместить. Видя явление Бога Творца вселенной апостолы испугались, но страх апостолов не был обычным животным страхом, который человек испытывает, например, при большой опасности. Это был совершенно другой страх, другое состояние, которое правильно назвать священным трепетом.

       Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды – белыми как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два Пророка Моисей и Илия, и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи Священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровию Сына Божия, Спасителя.

          Во время Преображения явилось световидное облако и покрыло их всех. Из облака апостолы услышали голос Бога Отца, говоривший: «Сей есть Сын возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте». Таким образом, на Фаворе апостолы присутствовали при откровении Бога Троицы: Отца – Через произнесение слова, Сына – преобразившегося Христа и Святаго Духа – в светоносном облаке.

Православная Церковь учит, что существуют три вида света. Первый вид- чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающихся измерениям и характеристикам. Второй- интеллектуальный, душевный. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Этот свет может быть интенсивным и ярким. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны. Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта, Синая, этим светом сияло лицо Моисея на Синае, этим светом сияло лицо преподобного Серафима Саровского, он воплощен в словах Священного Писания, в Божественной Литургии и православных иконах.

        Церковь – носительница Фаворского света. Каждый православный храм – Фавор, где в церковных Таинствах и молитвах, душа приближается к своему преображению. Каким путем шли святые, таким и мы должны идти путём стяжания благодати, чтобы и нам через соблюдение заповедей, через очищение грехов и страстей стать причастниками Фаворского сияния, света будущего века; чтобы и мы вместе с Господом, апостолами и всеми просветились как солнце в грядущем Царстве Христа. Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.