Явившись ученикам по Воскресении, Господь повелел им: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф, 28; 19-20). Верные Господу, апостолы 21 века продолжают служение своих братьев во Христе.

Так, в поездке по Казачинско-Ленскому благочинию Преосвященнейший Максимилиан, епископ Братский и Усть-Илимский, большое внимание уделил просвещению прихожан новорожденных храмов. Слова его проповедей, обращенных к людям, дышали искренней любовью и заботой отца о детях своих, были просты и проникновенны, касались самых важных и сокровенных вопросов жизни и веры. В поселке Перевоз во время проповеди Владыка сказал: «Как когда-то апостолы разошлись по миру и организовали в городах и селениях свои церкви, так сегодня мы, как посланники апостолов и их последователи, пришли сюда для того, чтобы насадить здесь Церковь Христову; для того, чтобы здесь так же возносилась молитва ко Господу – молитва благодарения, молитва славословия, чтобы происходило здесь покаяние человеческого сердца не по какой-то обязанности и долженствованию, а по искреннему желанию и любви ко Христу для спасения души».

10 августа 2013 года в городе Бодайбо, освящая престол в храме Рождества Христова, открытом еще после войны, но только сейчас освященном архиерейским чином, Владыка обратился ко всем с приветственным словом, в начале которого отметил, что «престол – это та трапеза, на которой приносится Великая Жертва – Христос Спаситель – в воспоминание Той Жертвы и в воспоминание того, что Господь каждый день распинается за наши грехи, тем самым давая нам возможность идти вперед, идти к цели, ко Господу, Который говорит: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь».

Особенный акцент епископ сделал на том, что этот день – день  памяти Божией Матери и иконы Ея, называемой «Одигитрия» (Путеводительница), и Матушка Богородица всех нас ведет по пути, начертанному Господом для всех верующих: «На этом пути каждый человек определяет свои приоритеты, каждый день он являет свою верность Господу, отношение к тем или иным вещам, предметам, идеям. Каждый день мы можем предстать пред Господом на Его суд», «потому так важно иметь на этом пути правильные ценности».

Владыка Максимилиан определил одну из главнейших ценностей сегодняшнего мира, которой необходимо уделять самое серьезное и пристальное внимание – это наши дети, наше будущее. Размышляя о важности детского периода жизни, он признался, что «неслучайно детский летний лагерь нашей епархии носит название «Одигитрия», но  «в честь Матери Божией с надеждой, что Она будет Путеводительницей всех детей ко Господу, давая им правильные ориентиры в этом мире». В дальнейшем в этот день Владыка планирует отмечать тех людей, которые понимают значимость и ценность детства и работают с детьми для благополучия нашего будущего. Ведь «если наши дети не научатся верить твердо, кто же будет наполнять те храмы, на которые мы сейчас тратим столько сил и средств?» – справедливо заметил он и не только обозначил важность работы Воскресных школ на каждом приходе, но и призвал жителей города и района отправлять своих детей в епархиальный лагерь «Одигитрия» в город Братск «для  того, чтобы мы обменивались идеями, чтобы дети видели других детей, которые любят Бога, ходят в храм и умеют совместить и жизнь духовную, и жизнь в мире, где им приходится жить, учась в школе, бывая во дворе, в своих семьях и с друзьями». Владыка назвал епархиальный лагерь тем местом, «где дети учатся гармонично жить в мире и с Богом, и с окружающими людьми в мире и согласии, учатся жить в радости».

В заключение правящий архиерей наградил грамотами Братской епархии за труды во славу Святой Церкви активных прихожан и работников храма, высказав пожелание почитать этот день в храме как день освящения, как день получения благодати Святаго Духа. 

11 августа освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы совершилось уже в поселке Мама, где Владыка напутствовал собравшихся словами о значении Величайших Таинств церковных для души человеческой и призвал присутствующих ценить каждый приход в храм как величайшее событие и стать в скором времени настоящей Церковью, почитать воскресный день как дар Божий, «потому что Господь так устроил человека, что если он не молится и хоть один день в неделю не посвящает Богу, то душа его постепенно деградирует, ожесточается, становится бесчувственной и в конце концов практически умирает». Епископ сравнил душу современного человека  с узником каземата, «который сидит в глубокой темнице, где нет ни света, ни воздуха, ни питания, еле-еле жив», т.к. современный человек больше старается беречь свое тело: одеть и накормить его, но не понимает, в чем польза, счастье и радость для его души. Радостью человека во все времена Владыка назвал желание быть с Богом и молиться Ему, прославлять и благодарить: «Всякая молитва начинается не с покаяния, а с прославления, благодарения Бога, и лишь только потом с покаяния и просьбы благословения. Потому что все, что мы совершаем здесь, на земле, по сравнению с величием Божиим и величием Его милости – ничто. Это нам нужно покаяние, а самое главное чувство наше к Богу – это благодарение и прославление. Благодарный человек всегда будет счастлив и доволен».  А самую главную цель христианской жизни Владыка обозначил как жизнь для угождения Богу: «Мы сами обедняем себя и не берем ту благодать, которую Господь выстрадал для нас (…) Он все сделал Сам. А нам всего лишь нужно встать на этот путь и взять Его за руку, которую Он нам подает, и идти вместе с Ним. Часто мы похожи на людей, которые идут по пустыне, измученные, усталые, и находят источник.  Приходят к нему – и не пьют, глядят на него – и страдают. Так же и люди, которые крестились и даже приходят в храм, но не причащаются».

Самое серьезное внимание уделил епископ Максимилиан вопросу Причащения Святых Христовых Тайн: «Господь дает нам великий дар – Причастие. Это пища для нашей души. Почему же люди так редко причащаются? Почему так редко задумываются о смысле Причастия? Ведь если человек живет духовно и устремляется к Небесам всем сердцем, всей своей душой, всеми своими силами, он может причащаться часто. Тот, кто трудится в храме и постоянно при храме находится, может даже каждую неделю причащаться. Если кто живет, имея попечения, тот может причащаться раз в 2-3 недели и уж, конечно, во все Двунадесятые праздники. Нужно причащаться чаще! Чтобы не было так: пришли в храм, посмотрели, как раздали всем святыню, а мы к ней и не прикоснулись. Этого нужно желать, этого нужно жаждать. Вот именно такое устремление и есть настоящая христианская жизнь, когда мы хотим быть вместе с Господом, быть рядом с нашим Спасителем».

Воздавая благодарение Богу за построенный здесь силами и трудами многих людей благолепный храм, Владыка отметил, что «все совершается по нашей вере» и призвал всех ко внутренней духовной радости в любых жизненных обстоятельствах: «Ни в коем случае не впадайте в отчаяние, в уныние, потому что не так важно, что окружает человека, грустно это выглядит или нет. Самое важное, что у человека внутри. Неслучайно мученики шли на смерть ради Христа, и в их глазах не было ужаса, не было печали, а были лишь радость и желание соединиться с Господом. Почему? Они внутренне жили по-другому. В них жила радость, и потому все жизненные лишения их не устрашали. Не пересиливала земная злоба их внутренней радости и внутреннего света. И нам нужно быть такими, чтобы при внешне сложных, горестных, быть может, событиях и отношениях в нас жила радость».

Размышляя о быстротечности человеческой жизни, Владыка  напомнил, что «Господь дал нам эту жизнь на земле для созидания себя и приготовления к Жизни Вечной». «Если мы уже в этой жизни по-настоящему любим Бога, любим чистоту и все Христово, мы обязательно к Нему придем. Но если мы лишь только иногда, в крайнем случае, в несчастье или скорби заходим в храм; если ленимся, находим причины, почему мы в храм не идем, это свидетельствует против нас. Значит, мы не полюбили Бога, не полюбили молитву и все Божие, а только лишь благополучие земное влечет нас в храм: чтобы были здоровы мы, наши близкие; чтобы все успешно было у нас на работе, в доме. Но если это главные потребности наши для прихода в храм, то это неправильно. Самое главное – мы должны просить у Бога спасения души».

Напоследок епископ Максимилиан призвал всех к созданию настоящей христианской общины, чтобы люди вокруг, несмотря на сорняки местного сектантства, видели на приходе «истинную веру и истинных христиан и приходили сюда, вставали на путь истинного Богопочитания»; «чтобы видели добрые дела наши и прославляли Отца нашего Небесного», чтобы говорили: «Велик их Бог и истинен, потому что они сами изменились в добрую сторону, став верующими людьми. «Не в бревнах церковь, а в ребрах». Действительно, Церковь – в людях. Храм – это хорошо, но если в нем не будет общины, он все-таки неполноценен, не несет в себе важного смысла: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них»; «молитесь, будьте дружны, почитайте день Божий, ходите сюда не за страх, а за совесть, за радостью, за благодатью».

Те люди, которые уже внесли свой вклад в созидание храма в поселке Мама, также были отмечены грамотами Братской епархии  за подписью архиерея. 

14 августа освящение ожидало храм Святителя Николая Чудотворца в отдаленном поселке Перевоз, куда добираться пришлось с большим трудом.

В начале своего обращения к пришедшим помолиться людям епископ Максимилиан возблагодарил Бога за Его милость и промышление об это далеком поселке и отметил, что местным жителям Господь «дал даже больше, чем многим другим, потому что, по сути, еще не существует прихода как такового общества верующих людей, а храм  уже дан». Поэтому правящий архиерей подчеркнул,  насколько  важно теперь «скорыми темпами создать приход – ту Церковь, ту общность верующих людей, которые объединены единой верой, едиными Таинствами, и мистически соединены со Христом в Церкви через Его Тело и Кровь».

Владыка особенно подчеркнул, что «Господь не нарушает нашей свободы. Кто не хочет Его любить, того Бог не заставляет. Он только ждет нашей любви. Он все сделал для того, чтобы душа наша благоденствовала; для того, чтобы она жила в вечной радости, и только мы пока в своем нерадении, в своей ленности и своих заблуждениях не откликаемся на Его призыв», поэтому Владыка призвал всех «переосмыслить свою жизнь и понять, что на свете и в личностном плане нет ничего важнее, чем человеческая душа». Он обратил внимание присутствующих на то, что Господь «создал эту церковь для того, чтобы нам было удобнее и легче», сравнив  нашу жизнь с бушующим морем, а Церковь – с кораблем спасения: «Когда в море буря, плохо даже тем, кто находится на корабле: у кого морская болезнь, у кого другие проблемы, кому-то страшно, но, во всяком случае, корабль стоек в этой буре и плывет к той гавани, куда держит свой путь. Если же человек оказался за бортом, то ему нет никакой возможности спастись, и он просто тонет в этом море житейском. Вот потому-то вам сегодня дается такой корабль спасения, в который вы можете все вместе войти и быть здесь вместе в любви и согласии».

Подчеркивая важность единодушия и пребывания в любви и согласии, Владыка также призывает каждого осмыслить, что нет счастья человеку в жизни без Бога: «Господь сказал: «Я Лоза, а вы ветви», мы все питаемся от Лозы. И если кто-то возомнит, что он сам по себе, не будет у того питательных соков и самостоятельной жизни, он обязательно засохнет. А сухие деревья срубают и бросают в огонь, сжигают. Такая участь ждет каждого человека, который пренебрегает своей Лозой – Богом».

Но Бог не карает нас. Он «всех нас создал, всех любит, питает и ждет от нас свободы любви, чтобы мы сами захотели Его любить, сами захотели угождать Богу, сами захотели исполнять Его волю, Его замысел о себе», согласовывать свою волю с волей Божией – только это принесет человеку  настоящий смысл жизни и счастье.

Проясняя вопрос о свободе, епископ Максимилиан  показывает и всю ее опасность: «Мы свободны. Но свобода порождает ответственность. Нельзя сказать, что человек может свободно грешить, и Господь так просто его помилует и возьмет к Себе. Это не так. Мы себя готовим к Жизни Вечной, мы созидаем в себе добродетели, искореняем страсти, готовимся быть гражданами Отечества Небесного, готовимся быть не то что достойными, но и вообще возможными для жительства в Царствии Божием», поэтому «нужно уже здесь, на земле, полюбить все Божественное», чтобы и в будущей жизни быть там, где находится «сокровище сердца нашего». 

С любовью и пониманием говорил Владыка о том, «как  это непросто – взять и стать хорошим человеком, если раньше я был таким, как все. Да, у нас есть множество якорей, тянущих нас ко дну: прежние привычки, прежние друзья, прежний образ жизни и, самое главное, – прежний образ мыслей». Но и путь преодоления Владыка также обозначает: «Нам всем нужно покаяться и осознать свой прошлый неправильный путь», попросить от сердца: «Господи, хочу начать жизнь заново, по Твоему благословению, по Твоей воле», и тогда в помощь человеку будут и благодать Таинств церковных, и Учение Церковное, и Евангелие, и молитва, и общение со своими собратьями во Христе», но и сам человек должен прикладывать усилия к своему исправлению.

И новорожденных прихожан поселка  Перевоз Преосвященнейший Максимилиан призвал  любить свой храм и создавать в нем настоящую общину: «За удаленностью этого прихода от Бодайбо, священник сможет бывать здесь нечасто – дай Бог, чтобы хотя бы раз в месяц. Но храм все равно должен жить молитвой, чтобы здесь день воскресный почитался по Заповеди Божией, а вы все научились быть настоящими братьями и сестрами во Христе». Предупреждая вопросы о невозможности исполнить Заповедь Божию о  почитании воскресного дня из-за чрезмерной занятости, Владыка пояснил: «Вот здесь-то мы и должны понять, что все от Господа. Если мы идем по Божьему пути, то Господь управит и все дела и обязанности наши житейские, даст нам мудрость, благополучие во всем, потому что слова Евангелия непреложны: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам». Все: и во что одеться, и что покушать – все приложится. Такое обещание всем дает Господь. Ищите прежде всего спасения души. Остальное Господь Сам для вас устроит премудрым образом, часто даже непонятным».

Обратил внимание Владыка  и на то, что «нашу жизнь нам нужно оценивать, исходя из понимания, полезно или вредно то или иное дело, то или иное слово, та или иная мысль для нашего спасения», что правильное понимание слова «должен» может быть лишь в отношении человека к самому себе: «Я должен, потому что когда-то я встал на этот путь, я пообещал Богу. И вот сейчас у меня бывают борения, сомнения и немощи. Я хочу уйти, отойти от этого пути, отдохнуть, притормозить, переждать…И тогда  уже человек должен сам себе сказать: «Я должен идти этим путем, потому что это путь спасения, а спасение само по себе подразумевает существование смертельной опасности». «Если над человеком висит смертельная опасность ада, неужели он сейчас не потрудится ради своей души и не будет часто себе напоминать: «Я должен!» «И часто так бывает, что это просто диавол напускает на нас такие мысли и чувства лени, потери смысла в любом деле. А если мы себя преодолели, проявили волю на пути добра, то потом понимаем, насколько это было единственно правильным и полезным», «и к нам приходит радость, к нам приходит счастье, к нам приходит утешение, ощущение победы». «Действительно, жизнь земная – это бой, это война, потому что диавол хочет, чтобы мы погибли, а Господь ждет, чтобы мы спаслись. И потому фактически в каждое мгновение жизни есть выбор: либо мы становимся на сторону Бога и идем вперед, либо мы становимся на сторону зла и катимся назад. Неужели человеку, идущему в гору и потратившему уже много сил на то, чтобы подняться к вершине, придет в голову побежать вниз, чтобы потом снова подниматься? Конечно, нет. Каждый человек, идущий по пути спасения,  бережет это спасение. Помнит, каким потом и кровью досталась ему нынешняя благополучная жизнь, и что совершенно неразумно вставать на путь безумного греха, вставать на путь угождения мнению других людей».

О нашей зависимости от мнения окружающих людей  Владыка также говорил с пониманием и болью, в понятных для слушающих образах: «Другие люди говорят: «Ты что, не мужик?» Или: «Ты что – такой-сякой?» И человек часто пасует перед этим, думая, что окружающие правы, и он на самом деле не мужик и ни то ни се. А в действительности мужик – это тот, кто знает, чего он хочет и к чему он идет, и который твердо стоит на своем пути. Вот это действительно уважаемая позиция. А когда тебя любой твой сосед, любой твой старый дружок может с пути спасения сбить – это не мужественность, а слабоволие, в том-то и дело».

Поэтому еще раз Владыка всех призвал к правильному пониманию того, «что есть воля Божия и что есть человеческий грех» и к труду над своей душой, в котором как раз Церковь является главным помощником: «Для того, чтобы устоять в добре, Господь дал нам через Церковь некоторый регламент жизни – для нашей же пользы, как некий якорь, который не дает унестись в бурное море: это утренние и вечерние молитвы, это праздники, это воскресный день, чтение священных книг, которые обязательно читать ежедневно, потому что если мы не будем питать свою душу священными словами, в нашу душу обязательно войдет  что-либо греховное. Свято место пусто не бывает», «для этого нужно прилагать усилия».

В заключение епископ Максимилиан пожелал новым прихожанам стать настоящей общиной и пойти правильным христианским путем, стать примером для остальных жителей поселка, которые, приходя в храм, «найдут здесь любящую семью, которая примет в свой круг нового верующего человека»; хранить храм как святыню, чтобы он наполнялся молитвой в назначенный час, всегда был ухожен, чтобы ждали приезда батюшки и всегда были к нему готовы: «Ведь если у нас нет святыни, то для нас, по сути, нет ничего святого», чтобы не только один человек трудился на благо храма, но каждый, по мере  сил и возможностей, вносил свою лепту, «чтобы было в нашей жизни согласие, чтобы была между друг другом любовь – это самый главный показатель здоровья христианской общины». Для этого Владыка предложил несколько нехитрых правил взаимного общения: «Если возникнут претензии и подозрения (а я больше работал, а этот не пришел, а тот туда пошел и т.п.) – покрывайте все любовью. Не начинайте друг с другом разговаривать прежде чем обратитесь к Богу с просьбой: «Господи, благослови сказать добрые слова». Не начинайте разговор, не почувствовав друг к другу любви и желания быть помощником в каком-либо деле. Не находитесь в позиции учащего: когда мы назидаем кого-то, это значит, что мы уже вознеслись над кем-то. И тогда гордыня (и ваша, и вашего собеседника) возобладает над вами и приведет к ссоре. А нужно просто молиться Богу и просить благословения сказать человеку доброе слово и всегда быть мирным».

Завершая свой долгий и важный разговор, Владыка вручил грамоту Братской епархии самому активному помощнику  храма за труды во Славу Святой Церкви и пожелал всем мира и радости, благословляя на подвиг  христианской жизни в удаленном поселке.

Сколько таких больших и малых точек на карте нашей епархии, где еще предстоит, в продолжение традиции,  родиться храмам и христианским общинам, куда предстоит нести Слово Божие и трудиться во Славу Божию и на благо Святой Церкви! Помоги, Господи, и дай сил нынешним делателям и пошли новых делателей для поспевающей обильной жатвы, чтобы люди видели дела Божии, благодарили и прославляли Имя Твое Святое!

 Подготовила Инна Маковская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.