Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, совершается празднование Торжества Православия, установленное в 842 году при императрице Византийской Феодоре в честь и знак победы Православия над иконоборчеством.

В чем же суть этого праздника? Почему он называется Торжество Православия? Ведь уже девять столетий мы знаем о Вести Благой! Христос уже пришел в этот мир, уже совершил дело искупления. Уже тысячи, десятки тысяч храмов по всей земле, миллионы людей молятся Богу. Почему же только сейчас, в девятом веке, установлено Торжество Православия?

Дело в том, что человеческое падшее естество устроено таким образом, что человек пытается вникнуть своим собственным умом и человеческой логикой во все аспекты своей жизни: как жизни внешней, материальной, так и жизни культурной, интеллектуальной, и, естественно, религиозной жизни. Человек пытается объяснить и подогнать под свои собственные стандарты мышления все, что его в этом мире окружает, к чему он прикасается, чем пользуется, чему служит. И то, что он пытается объяснить, он пытается также подогнать под свою собственную жизнь, чтобы этим было легче, удобнее пользоваться. Вот поэтому в течение многих веков после того, как Господь пришел в этот мир, вера православная еще не во всех человеческим сердцах и умах жила. Была эпоха гонения на христиан, когда за одно только имя Христово убивали и предавали казни или ссылали в ссылки. Когда закончилась эпоха гонений и христианство было объявлено традиционной государственной религией, началась эпоха ересей, и люди, пытаясь объяснить, Кто такой Бог, почему и как Он воплотился, приходили к искажению православного вероучения. И вот уже когда о Христе и о Святой Троице было сказано все и на основе Священного Писания святые отцы выработали догматы Церкви, согласно которым мы правильно исповедуем Бога и веруем в Него, наступила эпоха гонения на иконы.  

Дело в том, что в том обществе в то время было две основных причины возникновения иконоборчества. С одной стороны, с востока империи мусульмане, агаряне захватили уже Палестину, Сирию, Ливию, и в этих местах имя Христово было уже гонимо и христиане терпели притеснения. Мусульмане представляли собой очень большую военную силу, большую угрозу для всей Византийской империи. С другой стороны, сами христиане неправильно относились к иконам: относились к ним как к талисманам, оберегам. Многие священники также злоупотребляли иконами: были случаи, когда иконы обожествлялись и ставились выше любых других святынь Церкви, даже выше Причастия. Описывается случай, когда священники строгали иконы в Святую Чашу перед Причащением народа, якобы делая тем самым Причастие более благодатным. И, конечно же, многие этим соблазнялись. И один из первых императоров, кто воздвиг гонения на иконы, Лев, вначале повелел поставить иконы в храме выше, чтобы к ним невозможно было прикладываться, почитая их целованием, но чтобы на них можно было только смотреть. А потом иконы стали выносить из храма, сжигать их, попирать ногами.

А после не только иконы начали подвергаться поруганию, но и люди, которые пытались защитить их. Таких людей стали предавать казням, гонению, заключали в темницы. Наступила тяжелая пора – настолько тяжелая, как во время гонений в первые три века. Православные люди терпели притеснения от своих же православных. Не просто от язычников, которые Имя Христово не почитали и не знали, а от тех, кто одно Священное Писание с ними читал, кто из одной Чаши с ними причащался! И эти же люди притесняли своих братьев и сестер по вере. Это было трагичное время, но, Слава Богу,  Милостью Божией оно закончилось. Сначала при императрице Елене был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором было догматически утверждено иконопочитание, а потом при императрице Феодоре в начале девятого века иконопочитание было окончательно восстановлено, и больше никто уже не смел подумать и сказать что-либо против святых икон.

И мы с вами, братья и сестры, сегодня, входя в храм и прикладываясь к иконам, должны помнить об этом и себе задавать вопрос: а как мы относимся к иконам, как мы их почитаем? Кого мы чтим в этом образе? Как правильно относиться к иконе? Ведь часто бывает, что человек, действительно, не совсем понимает, для чего это нужно. Знает, что надо дважды перекреститься, поцеловать, потом третий раз перекреститься, но часто делает это механически. А что это за образ такой – икона? Не дерево и краски мы с вами возносим, не дереву и краске покланяемся, не тому, что материально и здесь, перед нами, лежит на аналое или висит на стене. Почитая образ, мы тем самым почитаем того, кто на иконе изображен. Ведь вы, братия и сестры, подходя к иконе Христа Спасителя или иконе Воскресения, читаете молитву самому Господу Иисусу Христу Воскресшему, а не дереву и краске. Ведь мы взываем  не «Икона, моли Бога о нас!», а молимся тому, кто на ней изображен. А изображен, например, Святитель Николай Чудотворец, и мы возносим свою молитву к нему: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»

С другой стороны, братия и сестры, хочу обратить ваше внимание на то, в каком порядке иконы содержатся у нас дома. Иногда православные злоупотребляют иконами: слишком много икон бывает у нас в домах. И человек, страдая от накопительства, теряет духовные блага. Эти иконы часто находятся в беспорядке, пылятся. Кажется, что человек, приобретая много икон, упражняется в добродетели. Но на самом деле это не есть добродетель. Часто, когда мы имеем множество икон, но содержим их в беспорядке, это может быть и грехом.

Преподобный Серафим Саровский имел одну икону и был святым, стяжал Дух Святый.

Поэтому, братия и сестры, иконы в нашем доме должны быть всегда в порядке. Не будем стараться приносить себе какую-то необычную икону. Ведь у нас на Руси до изобретения тех средств, когда иконы можно производить в больших количествах, иконы были писаные, не было печатных икон. Поэтому иконы встречались в домах реже, чем сейчас, но к ним относились более благоговейно. Еще больше скажу, удивительная вещь была: к иконам не прикладывались, приходя в храм. Считали себя недостойными, недостойными своими скверными устами лобызать иконы. И только раз в год, именно в этот день Торжества Православия прикладывались к иконам, показывая, что мы не с иконоборцами, а с православными, почитаем иконы в действительности.

Поэтому, братия и сестры, тот образ, который изображен на иконах, должен напоминать нам и о нашем с вами образе, ведь мы все сотворены по Образу и подобию Божию. Независимо от того, верующий человек или нет, праведный он или грешный, но в каждом из нас Образ Божий либо более осветлен, либо более помутнен; либо задвинут на задворки, либо поставлен впереди, во главе всей нашей жизни. И принцип спасения в этом и заключается, чтобы мы образ этот осветлили и через это Богу уподобились.

Самое главное – это уподобление Богу; это то, чему служит наша религиозная жизнь. Это и смысл наших постов, наших молитв, добрых дел, участия в Таинствах исповеди и Причастия. Мы должны не просто «заработать», «заслужить» себе спасение, накопить как можно больше каких-то добродетелей и изгладить из души своей как можно больше каких – либо грехов, но, прежде всего, сделаться похожим на Бога. И часто бывает, что человек не так уж много добрых дел сотворил, а больше похож на Бога, чем мы. Вспомните разбойника благоразумного, висящего по правую руку от Христа. Сколько добрых дел он сотворил? Сколько добродетелей приобрел? Сколько постов он соблюдал? Ведь он был грешником, разбойником, а первым вошел в рай. Вспомним фарисеев, которые, в принципе, хорошими людьми были: соблюдали все заповеди, люди их уважали за благочестие, но гордостью своей и самомнением фарисеи губили все добродетели, все благие плоды, которые взрастили в себе.

Поэтому, братья и сестры, уподобление Богу – это прежде всего осветление своего образа. Этими добрыми делами, которыми мы стараемся жизнь свою насыщать, мы стараемся не просто «галочку» в своем «дневнике» поставить: «Вот, я молодец, поставьте мне «пятерку» в Царствии Небесном!» Мы стараемся именно для того, чтобы осветлить свой образ, больше стать на Бога похожим. Больше добрых дел делаем – наше сердце становится мягче, восприимчивее к духовному, более восприимчивы становятся наши душа и сердце к ближним, к Богу, чтобы услышать, что Господь говорит нам строками Священного Писания; что говорит нам в сердце нашем, когда мы к нему с молитвами обращаемся. Чем больше добрых дел, чем больше поста и молитвы, тем больше Образ Божий в нас просветляется, тем больше мы становимся похожими на Бога, и тем самым мы входим в Царство Небесное. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.