В Братске закончились IV епархиальные чтения «1917 – 2017: Уроки столетия». В этот раз на дискуссионной площадке представители церковных, государственных и общественных организаций встретились для обсуждения и осмысления темы, связанной с православием и историей отечества. Предлагаем цитаты из некоторых докладов, прозвучавших на пленарном заседании чтений:

епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан:

«Тема чтений идет сквозной линией по всей стране. События 1917 года никого не оставляют равнодушным. В каждом сердце рождаются эмоции и воспоминания, полные торжества или ненависти. По этой теме достаточно сложно найти согласия в обществе, ведь тогда кто-то торжествовал, а кто-то страдал, кто-то побеждал, а кто-то умирал. Но Россия выжила, укрепилась и  вернулась к своим  корням, от которых когда-то была оторвана. Уходящее столетие является ярким примером действия Божия в истории, возвращением народа промыслом Божием от богоотступничества ко Христу. После 1917 года свершившиеся политические события негативно повлияли на нашу церковь – стали закрываться храмы, арестовываться священники.  Обращая свои взгляды к современной Церкви, к нашей сибирской жизни, мы видим, что храмы открываются, гонений на церковь нет, люди могут спокойно молиться, беря пример со своих предков – церковных людей, для которых вера была естественной основой жизни. Наша задача сегодня – вернуться в храмы, потому что людей крещеных много, но на много меньше людей, живущих по вере, каждое воскресение приходящих в храм по заповеди Божией, Его благословению. Я думаю, что осознав итоги нашей истории XX столетия, сделав выводы, проведя исследования, расставив объективные оценки,  понимая внутренние и внешние причины, последствия подмены ценностных ориентиров и осознания духовной основы достижения катастроф истории XX века позволит уменьшить риски возникновения новых цивилизационных трагедий. Утверждение в обществе ценностей, укорененных в Евангелии  и основанных на вере во Христа, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений».

Сергей Владимирович Белокобыльский,  ректор БргУ:

«Тема чтений требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия,  особенно последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей без преувеличения поворотным моментом в новейшей истории нашей страны. Убежден, что диалог общества и церкви в рамках епархиальных чтений станет важным вкладом в сохранение исторической памяти и в укрепление  единства понимания ключевых событий отечественной истории».

Георгий Александрович Любенков, депутат Законодательного Собрания Иркутской области

«Сегодняшняя тема чтений – «Уроки столетия» особенно актуальна. Без сомнения, каждый из нас не раз задумывался о событиях минувшего такого бурного для нашей страны  столетия, и совместное обсуждение в рамках форума поможет глубже понять и осмыслить эти уроки истории».

Марина Александровна Зубакова, заместитель мэра г.Братска по социальным вопросам:

«Уроки столетия – тема глобальная. Наверное, мы не найдем однозначных ответов, на поставленные данной темой вопросы. Сложно судить историю. У каждого из нас своя правда, но вывод, который сегодня сделает каждый из нас, услышав публичные выступления, запланированные на форуме о том, что в борьбе, в трагедии народа выигравших нет. Поэтому мы должны учиться на тех уроках, которые произошли, мы должны сделать выводы, чтобы не допустить этого впредь. Думаю, что единое поле для совместных усилий  государства, органов местного самоуправления и Русской Православной Церкви у нас сегодня есть. Мы должны объединяться, потому что когда мы говорим о истории нашей страны, то всегда, как мне кажется, возникают крайние точки зрения  – то полное отрицание, то разгул демократии. И современное противоречие присутствующее в нашем гражданском обществе, думаю, очевидно. Поэтому желаю нам всем плодотворной работы на благо города Братска, Братской епархии и всего Российского государства».

 Аркадий Владимирович Нестеренко депутат Думы города Братска:

«В нашем городе проходят уже  IV епархиальные чтения, а это свидетельствует о преемственном, вдумчивом подходе к происходящим процессам в  обществе. Спасибо Владыке, что в нашем городе утверждаются духовные, истинные ценности, основываясь на которых и мы будем планировать настоящее и будущее развитие города Братска».

иерей Антоний Васильев, руководитель епархиального отдела образования:

«Революционные и эволюционные преобразования имели место во всех сферах освоения человеком мира. С другой стороны мы знаем, что Иисус Христос  вчера,  сегодня и во веки тот же. Заповеди Бога не теряют силу. Церковь по прежнему будет солью земли, по прежнему будет благовествовать и вести людей ко Христу. XX век стал ярким подтверждением слов Господа о незыблемости и вечности Церкви. Государства, которые казались вечными пали, а Церковь которая казалась умершей, воскресла.  Но все времена бессмертная Церковь не отделяла себя от мира как творения Божия, а старалась преобразовать окружающее физическое  и культурное пространство для более удобного следования  к главной цели – спасению человека, открытию для него Царствия Божия.

Оставим за скобками этого доклада причины катастрофы 1917 года. По нашему мнению, одним из факторов этой трагедии стала потеря истинной цели образования, которая начала рассматриваться как некий признак статусности, но никак призыв к работе над собой. Изучение закона Божия не воспламеняло сердца верой, но воспринималось как еще одна дополнительная обязанность.

Уроки этого столетия показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность адекватного построения этого процесса без опоры на ценности присущие православному мировоззрению».

протоиерей Александр Белый – Кругляков, благочинный Усть – Илимского округа:

«В духовной жизни есть законы – не заповеди Божии, а именно законы духовной жизни. Они совершенно не зависят от исторического периода, в котором живет человек. Первый закон говорит о том, что Бог есть любовь. Бог – это не мстительный прокурор, который ищет за чтобы наказать человека, Он ищет за чтобы оправдать человека. И нам очень важно ему помочь, дать за что-то зацепиться в нашей душе, нашей жизни. Второй закон говорит о том, что у каждого свой крест. Все наши усилия в духовной жизни должны соответствовать тем обстоятельствам, в которые нас поставил промысел Божий. Например, если монах, живущий в монастыре, начнет вести образ жизни некоего общественного деятеля, обремененного многими мирскими попечениями, то может случиться беда. Так бывает. Или, если многочадный отец семейства начнет примерять на себя аскетические подвиги монаха- отшельника. Все должно соответствовать тем обстоятельствам, в которые поставил нас Бог. Третий закон говорит, о том, что никому не дано выше сил. Значит, нет места отчаянию. Если Бог попускает нам какие-то испытания в различные периоды истории, значит, Он видит в нас потенциальную возможность эти испытания преодолеть. И не просто преодолеть, а даже какую-то пользу из них извлечь. Четвертый закон  – это закон малых дел. Неофиту – человеку, недавно пришедшему в церковь, очень хочется полюбить весь мир. Но правильнее относиться с любовью к тем немногочисленным ближним, которые идут с нами по жизни. Если такое делание – отношение к ближним людям с любовью удастся сохранить в течение всей жизни, то может быть, мы услышим слова Спасителя: «В малом был верен, над многим тебя поставлю». Эти законы духовной жизни никаким образом не зависят от исторических условий, в которых человеку приходится жить. Поэтому Церковь в определенной степени ровно относится к любой власти. Это кстати, стало поводом того, что Церковь обвиняют в сервилизме: Церковь с царями дружила, и с коммунистами соглашалась, и с демократами сотрудничает. Это говорит о глубинном не понимании существа Церкви. Потому что Церковь, осуществляя свою миссию в этом мире, на самом деле этому миру не принадлежит. Она зовет и ведет своих чад в Царство, которое не от мира сего. Почему мы совершенно ровно относимся к любой власти? Идеальный мир,  идеальное устройство любого государства требует совершенно фантастический материал – идеальных людей. А их нет. Ни одного. Поэтому, мы – христиане призваны преображать этот мир через преображение собственной души. Этот путь трудный, но самый честный, чем какая-то политическая борьба.

Для чего мы вспоминаем события столетней давности? Очень не хочется, чтобы исторические ошибки стали такими перманентными граблями  для России. Россия, конечно, восстанет из любого пепла, восстанет не понятным, не объяснимым образом. Мы дважды теряли в двадцатом веке по 30% национального богатства. Дважды были отброшены на 100-150 лет от колониальных европейских империй, ограбивших к тому времени весь мир. И, тем не менее, создавали первоклассную индустрию, науку, систему образования. Но какой ценой? И почему же всегда вопреки, а не благодаря. АлександрII как-то сказал: «Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно». Вот почему мы вспоминаем события столетней давности и пытаемся  разглядеть, понять в них что-то такое, что не даст нам остаться второгодниками в этой школе жизни, не поддаться на обман проходимцев и разного рода правдоискателей».

протоиерей Андрей Чесноков, секретарь Братского епархиального управления:

«Этапы истории – не музейные экспонаты, это часть нашей жизни. Историческая память – это то чувство, которое позволяет о своем народе, прожившем очень сложный период времени со многими переменами  сказать что это – мы. Не они когда-то там устроили революцию, не они героически защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, не они устроили перестройку и развал союза.  Не они сейчас возрождают духовность и поднимают храмы. Историческая память позволяет сказать об этом – мы. Это мы, это наша жизнь, наша история. И такая историческая память действительно является предметом первой необходимости, потому что нужна каждому человеку».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.