СПРАВКА: Отец Пётр Боев – 27-семилетний красноярский священник, закончил среднюю школу с серебряной медалью, затем духовную семинарию и филологический факультет Красноярского педагогического университета, сейчас он учится в духовной академии. Проводит регулярно лектории в Выставочно-деловом центре Красноярска. Цель лекториев —  знакомство с православием, его богатой традицией, а также развитие и поддержание семейных, нравственных ценностей, христианского образа жизни. Занятия проходят в форме лекций, ответов на вопросы, дискуссий.

Иерей Пётр Боев приехал по приглашению Братской епархии на церковно-общественный форум. В первый день форума он выступил с докладом «На путях возрождения. Преподобный Сергий как носитель подлинной духовности», а во второй день провел встречу со студентами БрГУ на тему «Осмысление понятий  нравственность и свобода». После его выступления у слушателей была возможность задать вопросы и получить ответы. Я видела, что студентам после двухчасовой встречи не хотелось расходиться, настолько понравилось им общение с молодым священником, говорившим, по их словам, на языке молодёжи. «Мы ждали скучной лекции, а получили общение с удивительным человеком, обладающим великолепным чувством юмора, который нам  понятно и интересно рассказывал об  очень важных вещах, о которых мы имели совсем другое представление». Речь батюшки действительно была яркой, впечатляющей. Кое-что я записала и предлагаю вашему вниманию речь от первого лица.

Депрессивное состояние современного общества

Сегодня принято считать, что у каждого «своя» правда, но это весьма условное понятие.  Идея, что каждое поколение выбирает свою мораль – очень опасная вещь. Наша современность предоставляет ту действительность, в которой молодые люди, даже не достигая 30-летнего возраста, довольно часто не хотят жить. Это происходит оттого, что человеку твердили: «Делай всё, как ты желаешь» или «бери от жизни всё». И он начинает так выстраивать свою жизнь, что каждый раз ошибаясь, он не просто делает пометки в тетради «Мои ошибки» – он себя очень больно ранит. Особенно, когда речь идёт об отношениях с противоположным полом. Порой человеку хватает двух-трёх раз, чтобы прийти в состояние, которое сегодня популярно называть «депрессией. И на сегодня мы имеем общество, находящееся в депрессивном состоянии, и ничего с этим не можем поделать. Для кого-то выход – бутылочка пива, либо виски (для того, кто побогаче). Кто-то идёт в клуб. Но пойти туда – это лишь отодвинуть проблему на ночь. На утро к прежним проблемам ещё добавляется головная боль. И это растягивается на годы. Хотя все мечтают о любви, о карьере, кто-то – о детях, о продолжении своей фамилии. Но скоро человек понимает, что далёк от этих идеалов.

Зачем нужен  штамп в паспорте?

С одной стороны, общество боится религиозных вопросов, но с другой стороны всякий человек, мечтающий о любви, о достатке – это человек верующий. А вы верите в любовь? А вы верите в Бога? Если взять, к примеру, человека, который постоянно ошибается – неудачник (на его месте может оказаться любой) – внутри себя ведь тоже стремятся к счастью. Но порой нет рядом того, кто бы сказал: «Вот так тебе лучше сделать, потому что здесь ты не оступишься».

К примеру, если вначале учёбы среднестатистический студент, используя данную ему свободу, увлекается, допустим, частым посещением ночных клубов, то к 4-5-му курсу он, как правило,  приобретает здравомыслие. Чтобы закончить ВУЗ,  походы в  ночные клубы придётся ограничить, либо свести на нет. Следовательно, чтобы достигнуть поставленной цели, человек должен себя в чём-то ограничивать. Это касается и вопросов семейного счастья.

Молодые люди в большинстве своём сегодня считают ненужным штамп в паспорте. А ведь он действительно не нужен тому, кто внутри не имеет никакой ответственности друг за друга. Зачем этот штамп? Мы не умеем обращаться с человеком, который нам фактически принадлежит. В Церкви принято сначала эту ответственность зародить. Перед вступлением в брак ты должен увидеть, что за тебя человек хочет отвечать. А получается так: «Мы, конечно, повенчаемся, но за свои действия, Господь, я не отвечаю». «А зачем вам тогда всё это?» – спрашиваю я тех, кто надумал венчаться, но не готов нести ответственность за вторую половину всю последующую жизнь. Люди начинают задумываться.

Если человек решил начать какое-то дело, ведь это глупо – начать и не закончить. Если вы поступили в университет – это глупо в первые же дни думать о том, когда же его лучше бросить: после первой сессии или на третьем курсе? Создавая семью или устраиваясь на хорошую работу, глупо выстраивать планы, когда бы это всё прекратить.

Как правило, чтобы найти хорошую супругу, нужно огромное количество времени, я уже молчу о том, что испытывает первая жена, когда её бросают. Чтобы прийти в норму, брошенному супругу (супруге) нужно по меньшей мере год. Когда-то он создал семью, особо не заботясь о будущем, он создал её, как все. Может ему пришлось жениться, потому что подруга забеременела. Человек решил: стерпится – слюбится, но не учёл, что в счастье надо вкладываться, надо беречь себя от случайных связей, чтобы быть уверенным, что вторая половина – не случайный человек, что  тебя действительно любят. Допустим, у него хорошая зарплата, он человек успешный и его бросает жена… Сможет человек и дальше успешно работать или он робот? Если человек любил, то  долгое время ему потребуется, чтобы справиться с этим.

У меня есть пример: преуспевающего человека бросила жена. Каждая следующая встреча с другими женщинами рождала в нем не любовь, а желание мести. Это что-то бессознательное в человеке, неуправляемое, потому что первая с ним так поступила. Встречает девушку; она в него влюбляется, он её бросает. Если его в 30 лет  бросила жена, то ему придётся целый десяток лет выкинуть, смять и, возможно, только к сорока годам он встретит ту, которая сможет залечить  рану.

Когда два человека только требуют друг от друга, а не помогают, не служат в браке друг другу, рано или поздно это приводит  к разрыву. Вот насколько важен вопрос семьи, который укореняется в вопрос морали, нравственности, а также влияет на карьеру. Отсутствие  самоограничителя приводит к беспорядочным связям, но не к счастью. Многие, к сожалению, мечтая о хорошей великой жизни, приобретают к 30 годам не любящую жену, а совокупность венерических заболеваний, с которыми невозможно быть счастливым. Хотя человек искренне стремился к счастью, слушая призывы «бери от жизни всё».

А что касается статистики, то из 100% формальных браков распадается половина, а  из 100% «гражданских» – 98 %.

Нравственность и свобода. Или зачем нужны заповеди?

Советую посмотреть хороший фильм «Меняющие реальность» о любви и свободе личности.

Как уже говорилось, со свободной волей люди не умеют обращаться. И в масштабе истории они сами по себе не смогли бы выработать никакой морали без вмешательства свыше. Все бы ошибались и лишь к закату жизни понимали, как надо жить. Но стариков бы никто не слушал. Молодежь бы так и жила. И никто бы не родил никакой морали. Может быть, и нас тут с вами не было, кто знает. Люди не разбирали, что есть добро, что – зло. Например, спрашивают у какого-нибудь жителя Африки, что такое добро? Он отвечает: «Ну, это когда я козу украл у своего соседа». «А что такое зло?» – «Это когда сосед у меня козу украл».  Примерно так мыслили люди: «Если я нападу на город и уведу рабов, то это хорошо, а если на меня напали – зло». Это неправильно! Были, правда, законы, когда за каждый проступок карали смертью. Такие законы есть и сегодня в некоторых странах. Но это не совсем правильно. А если человек хочет измениться?

Итак,  когда люди попали в большую проблему – они обратились, взмолились Богу. И Господь, видя, что люди ушли дальше некуда, дал заповеди. Закон Божий – это был грандиозный прорыв в то время, т.к. человек стал относиться к другому по-человечески.

Все это предыстория к тому, зачем нужна нравственность.

Если человек к 30 годам не поймёт, что ему требуются тормоза, чтобы не скатиться в кювет и не погибнуть, говоря языком автомобилиста, то шансов на спасение у него мало. По крайней мере, чтобы выжить и достичь  счастья  путём различных травм – это 1 процент против 99.

Отключите все светофоры в городе. Аварий не будет? Вот и заповеди нужны были, чтоб не было аварий и смертей. Когда люди очень сильно ошибаются, им необходимо протянуть руку помощи. И Сегодня это актуально, как никогда.

О лжи

В момент обмана, когда мы думаем, что спасаем своё положение, мы отстраняем от себя человека, которому лжём. Ложь отстраняет супругов – рождает дистанцию. А если лжи много, дистанция – больше. В итоге маленькая ложь между супругами, как правило, рождает измену. Но самое парадоксальное, когда мы соврали, человек это чувствует. И он уже отдаляется. Все люди чувствуют ложь. Это что-то внутреннее, что-то Божественное. Даже, когда человек не знает заповедь.

Что делать, чтобы не ошибаться?

Чтобы не ошибаться, достаточно свой внутренний голос послушать – голос совести, голос Божий. Когда мы начинаем верить в Бога? Часто – когда не везёт. Люди говорят: «Надо пойти крестик освятить». А причём тут крестик? Что поменяется? Приходит ко мне человек и говорит, что всё у него плохо. Я спрашиваю: «Какое у тебя отношение к родителям?».  «Я о них вообще забыл» – отвечает. А есть заповедь: «Почитай своих родителей». Не возлюби, а хотя бы почитай, заботься, чтоб было им, что поесть, чтобы они жили в чистоте. Просто позвони!  Потом этот человек приходит и говорит: «Я стал уделять внимание своей матери, и у меня всё изменилось – везде стали открываться двери».

Мы все живем в мире, где есть не только законы Ньютона, но и духовные законы. Поэтому нужно прочитать «инструкцию», как жить. Если мы в этом мире чего-то не понимаем, надо спросить у Того, Кто сделал этот мир и дал закон, сформулированный в заповедях. Оказывается, можно прожить свою жизнь, не уродуя её и жизни тех, кто рядом.

Сам человек, если он нравственный, может изменить реальность.

Таинство, проверенное тысячелетиями

Грех – вещь уникальная, она рождается от мысли и проходит несколько стадий: сначала витает мысль где-то рядом с тобой, потом входит в ум, потом ты размышляешь, потом ты с ней соглашаешься, но пока нет повода, но потом раз – не получилось, а потом – раз – и получилось. Измена становится чётко спланированным преступлением, которое могло долго готовиться. Это не бывает случайно, ты понимаешь, что планы эти ты очень долго вынашивал. Впоследствии совершенный грех оставляет чувство неприязни, чувство грязи, что ты духовно испачкан, тяжело тебе с этим жить. Здесь сторона и духовная, и психологическая. Человек нуждается в исповеди, но к этому нужно приготовиться.

Если вы собрались на исповедь, то можете прийти к о. Андрею, который здесь находится, или к любому другому православному священнику, вам все объяснят, пообщаются с вами. Исповедь помогает человеку измениться. Это вещь, проверенная не столетиями, а тысячелетиями.

Не нужно толкать человека на исповедь

Пришёл ко мне наркоман – крокодильщик  (т.е. конченый, думаю, что через месяц он бы уже погиб), от него отказались все реабилитационные центры. Он говорит: «Хочу бросить колоться, но не могу». «Ты точно хочешь? Ты понимаешь, что это спасение? Тогда каждую неделю тебе нужно бывать в храме, несмотря на возможные падения – употребление наркотиков. Тебе придётся следить за своими мыслями, выкинуть сим-карту с номерами друзей, а самое главное – исповедь, регулярная исповедь».  Без реабилитационного центра он бросил наркотики. Я общаюсь с психологами, которые говорят, что это не реально.

Сейчас этот человек воцерковляется (ходит на занятия при храме), и у него есть огромное желание – помогать другим ребятам избавляться от наркозависимости.

Я против того, чтобы  тянуть человека, только что пришедшего в храм, на исповедь.  Это всё равно, что, например, вы поступили в ВУЗ, а преподаватели предлагают сразу вас проэкзаменовать и вручить вам диплом. В Церкви есть такая ошибка, когда тебе говорят: «Давай, на исповедь». На исповеди ты стоишь и понимаешь, что тебе надо меняться, а ты не знаешь, как это сделать. С человеком сначала нужно разговаривать в свободной форме. Некоторые говорят: «Меня все подслушивают». «Да не волнуйтесь – отвечаю им, – здесь все преступники, каждый в своих грехах кается». На исповедь нужно идти, когда у человека уже наметился какой-то выход. Вполне возможно, что он ещё раз поскользнётся. Но когда он первый раз приходит, я в течение месяца еженедельно встречаюсь с ним, даю какой-то отрывок из Библии для размышления, предлагаю какой-либо  вопрос, чтоб он подумал. Это личная подготовка. Первая исповедь может длиться час. После неё человек, как правило, уже знает, как и куда идти, на каких перекрёстках следует притормаживать, чтобы не упасть. Он уже начинает жить духовными законами. Но не всё сразу…

Когда человек говорит, что верит в душе, это не так.

Вера даёт чёткость, ясность и определённость в жизни. Вера делает человека счастливым.

P.S. На сайте pravsiberia.ru можно найти цикл видеолекций о.Петра Боева, в которых он обращается к таким темам, как «Уверенность и сомнения», «Христос и Будда», «Христос и Кришна», «Спасение в мировых религиях». Батюшка готов общаться и «ВКонтакте». 

Оксана Сорокина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.