Проповедь иерея Иоанна Афонина в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское слово, обращённое к нам сегодня в форме притчи о милосердном самарянине, помогает взглянуть на себя иными глазами. Вслед за евангелистом попробуем отыскать живительную правду в слове Божием: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную» (Лк. 10; 25)

Законник – значит внешне приличный, законопослушный гражданин, который уверен, что всё, что он делает, спасительно. И этот «самый правильный» гражданин задаёт самый правильный вопрос: «Что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную», то есть, как мне прийти к совершенству, счастью, Богу? Но задал законник этот вопрос, искушая Христа. Господь-сердцеведец, видит всё насквозь. И, задавая правильный вопрос Богу, законник имел в виду не то, что говорили его уста, и видел перед собой кого угодно, но не Христа.

Внешне всё правильно, поэтому на вопрос Господа: «В законе что́ написано? ка́к читаешь? (Лк. 10; 26)» законник, упиваясь своим знанием, изрекает чеканную формулу, которую каждый должен не только знать наизусть, но и вписать её золотыми буквами в своём сердце: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10; 27).

Всё понятно? Нет! «А кто мой ближний» (Лк. 10; 29)? Вопрос среднестатистического эгоиста, замечающего только себя, думающего только о себе. И, даже, говоря о Боге, подразумевающего какого-то своего бога. Поэтому и ближний им выбирается по своему вкусу, взвешенному своими весами, измеренному своим аршином. И совсем не важно, какое положение в обществе занимает эгоист. Потому в притче Господа мимо страдальца проходят те, которые должны быть самыми отзывчивыми на чужое горе: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел

на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10; 30-35).

Последний вопрос Христа законнику не оставляет тому выбора: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость» (Лк. 10; 36-37).

Всё верно, но впереди самое сложное: «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10;37). Оказать милость другому человеку – как это трудно! Ведь для этого нужно поступиться своими интересами. Пожертвовать личным временем, вниманием, средствами. Увидеть в другом не менее значимый объект, чем моё «я». Сделать так, чтобы другому стало лучше, и при этом не ждать взамен никакой награды, даже элементарной благодарности.

Милосердие, как и любую другую добродетель, можно получить, лишь заплатив большую цену и не золотом, а своей кровью. «Кто не предаст себя на заклание, как овча, – говорит Симеон Новый Богослов, – за каждую даже малейшую добродетель и не прольёт крови свой за неё, тот не стяжет её никогда. Так Бог в экономии Своей, положил, чтобы мы покупали вечную жизнь произвольною смертью. Не хочешь умереть произвольною смертью и жить вечною жизнью? И вот ты мёртв». Страшные слова. Но, в то же самое время, слова эти мобилизуют на борьбу со своей косностью, привычной самолюбивой привязанностью к себе любимому.

Вести благородную борьбу за свою душу можно разными способами. Каждый святой прошёл этот путь, и многие оставили указания, как путь к Царствию Небесному нужно проходить. Симеон Новый Богослов, например, предлагает заповеди Христа рассматривать как ступени, с помощью которых можно взойти на Небо. «Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своём порядке и постепенно». Иди спасительным путём через смирение, ибо смиренные духом наследуют Царствие Небесное; плач по грехам своим, ибо плачущие утешатся человеколюбцем Христом; жажду правды, ибо алчущие и жаждущие насытятся Истиной; милость, ибо таковые помилованы будут. А достигнув милосердия, не следует останавливаться, потому что

духовное возрастание не терпит остановок, оно плодоносит лишь в движении. Будем же подниматься по ступеням добродетелей Христовых, и да поможет нам Бог! Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.