Вечером 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, епископ Братский и Усть-Илимский совершил вечерню с чином прощения в соборе Рождества Христова.

Его Преосвященству сослужило духовенство собора. После отпуста вечерни Владыка прочитал молитвы на начало Великого поста. Далее, был совершен Чин прощения, во время которого Владыка, духовенство и миряне испросили прощения друг у друга.

Епископ Максимилиан обратился к молящимся с наставлением на пост:

«Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы собрались вместе для общей молитвы, испросить друг у друга прощения, и еще раз напомнить о том, как надо проводить Великий пост и получить на него благословение.

Прежде всего, Великий пост – это возможность изменить свой путь  в направлении Царствия Божия. По жизни каждый из нас идет своим многосложным  и многотрудным путем. И не всегда мы спрашиваем себя, а правильно ли мы идем и верные ли у нас ориентиры?  Во время Великого поста особенно нужно задуматься о Царствии Божием, потому что, только осознав, что ничто скверное и нечистое в Царствие Божие не войдет, мы можем изменить направление своего духовного и жизненного пути. Покаяние – это все – таки изменение жизни, обращение к Богу и следование по стопам Христа, его заветам, Его учению, оставленным Им самим Святой Церкви. 

«Царствие Божие внутри нас»,- говорит Святое Писание,  поэтому нужно посмотреть, какое место Оно занимает внутри нас. Если в нас есть Царствие Божие, то у нас есть и алтарь, на котором мы приносим жертву Богу, пред которым мы молимся. Слова Псалтири говорят: «Жертва Богу дух сокрушен».  Только в одном случае наша жертва угодна Богу, когда мы приносим ее сокрушенным сердцем и смиренным духом. Когда наше отношение к посту подобно Евангельским примерам: ловцу жемчуга, который найдя одну самую красивую и прекрасную жемчужину, какую он только видел в жизни, все продает и покупает лишь ее, или земледельцу, нашедшему на поле великое сокровище, который продает все и покупает этот участок земли. Сам Господь и возможность быть рядом с Ним сугубо Великим постом – это и есть наша жемчужина и клад. Ради Него мы оставляем все остальное, и приносим труд молитвы и покаяния на престол, на алтарь своей души. Поэтому Великий пост в нашей жизни не должен находиться где-то на обочине, он должен занимать в ней центральное место, которое определяет порядок всем остальным нашим свойствам души, устремлениям, делам, поступкам и всему тому, что опосредовано этой великой жертве – покаянию, осознанию своей греховности, намерению измениться, желанию следовать в Царствие Божие. Когда подвиг Великого поста станет центральным в нашей жизни, тогда все остальное встанет на свои места. Когда мы захотим с радостью выполнять церковный устав Великого поста во всем – настроении, времяпрепровождении, молитве, Богослужениях, отношениях друг к другу, своих размышлениях, тогда все будет для нас спасительным.

 Большое счастье, если мы воспринимаем это поприще, как дар от Бога, радость, великую возможность стать достойными жизни рядом с Богом. Когда мы тяготимся постом и говорим, что он не по силам из-за болезни, внутреннего не умения и не готовности, мы уже здесь и сразу приносим несовершенную жертву Богу – с изъяном. Не лучше ли приносить своё доброе намерение с надеждой, что Господь поможет в наших желаниях жить по уставу церкви ради великих плодов своей души. В этом и есть действие Божие внутри нас, когда то, что, нам не по силам, но с дерзновением нами воспринимается, и устраивается с Его помощью именно так, как задумано Им самим.

Также важно, подставлять друг другу плечо, если наш ближний приуныл или возроптал.  Для начала не будем сами являть собой дурной пример или искушение  ближним, а будем всегда относиться к своему собрату с пониманием, желанием быть полезным и угодным.

Путь в Царствие Божие многотруден, и труды эти могут восприниматься по-разному. Если мы ропщем, они действительно крайне мучительны, тяжелы, и часто человек может загнать себя в такое уныние, что и вера теряется. Но если все возлагать на Бога и обращаться к Нему с подобными словами: «Господи, помоги совершать то, что Ты заповедал мне во славу Твою, дай мне силы и разумение»,  то мы увидим, что Господь Сам ведет нас за собой, Сам несет нас на Своих руках.

Не отчаивайтесь, если вы с усердием начали Великий пост, но через две недели пали, согрешили, расслабились или смутились. Господь принимает своих рабов и работников во всякий час – и в третий, и в шестой, и в девятый, и в одиннадцатый. Нужно только прийти с сокрушенным сердцем и покаяться с желанием встать. Господь обязательно примет вас в Свой труд.

Покаяние – это не просто осознание греховности. Это сложный процесс, для которого недостаточно нескольких дней или недели, поэтому пост длится намного дольше. Во время поста мы должны войти в труды наших святых предшественников – святых отцов – читать и изучать  их творения, вдумываться  в их аскетические слова о спасении души,  читать Священное Писание, молиться в храме так часто, как только нам позволяет жизненный уклад. В настоящее время службы в соборе совершаются ежедневно. Поэтому каждый человек может подпитывать  себя молитвой в храме настолько, насколько он может вместить.

Начинать покаяние Господь заповедал нам с испрашивания прощения друг у друга. Если мы с неправильными мыслями придем к Богу – в гордости, превозношении над ближним, мудрствовании лукавом о том, кто прав, кто виноват –  я или мой противник, мы сами себя ослабим на этом пути, и вновь наша жертва не будет чистой. Мы должны решиться испросить прощения у тех людей, с которыми у нас нестроение, которых мы обидели, или которые нас обидели, и теперь наше сердце кровоточит от несправедливости, происходящей с нами. В таких ситуациях помогает только одно – сокрушенно просить прощения самому, очищать свое сердце испрашиванием прощения. Простят или нет – этого нам не дано предугадать. Но просить прощения мы должны. Поэтому кто желает плодотворного поста, обязательно должен это сделать. Можно лично с кем-то встретиться, позвонить, написать, ради того, чтобы наше сердце стало светлым.

Я испрашиваю прощения, прежде всего, у вас – священников, у вас – братья и сестры за то, что недостаточно радел о пути спасительном собственном, и о трудах на благо Святой Церкви. Может быть, кого-то обидел своим невниманием, вспыльчивостью.  Простите меня, отцы, братья и сестры!

Помолимся Господу о благословении на начало Великого Поста!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.