“Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В праздничном каноне, посвященном Иверской иконе , который мы читали с вами вчера есть такие слова:

 «Подо́бием ико́ны И́верския не только святы́й Афо́н просвеща́ется,/ но и сто́льный град Москва́ украша́ется,// от того́ чуде́сную по́мощь прие́мля и исто́чник утеше́ния в нем обрета́я.»

Это случилось 367 лет тому назад.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

Как повествуется в летописи: “…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и потом служили Божественную литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

И вот 13 октября 1648 года икону встречали в Москве – царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа.

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Так Иверская икона оказалась на Русской земле. На Руси известно несколько чудотворных списков Иверской иконы. Самая известная Иверская икона в 1669 году была установлена в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители. Цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

Но судьба иконы повторяет судьбу народа. Пришли богоборческие времена и в 1929 году Иверскую часовню уничтожили, а в 31-м снесли и Воскресенские ворота. И только в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

 Но не только в столицу вернулась Благая Вратарница, но, как мы с вами видим, и нашу землю Сибирскую посетила.

Возвращусь к праздничному канону, который читался вчера за вечерним богослужением и немножко перефразирую его:

«Еще́ и земля Братская и село Покосное и иные гра́ды и ве́си/ подо́бием И́верския ико́ны Твоея́, Влады́чице, освяти́шася и чудесы́ просвети́шася, вопию́ще:// Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.»

Аминь. С престольным праздником, дорогие братия и сестры!”

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.