“Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

“Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Своим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы.”

Так поет наша святая Церковь в нынешний праздничный день, вспоминая то великое событие, которое произошло когда-то на горе Фаворе. Этот праздник раскрывает нам, как, каким путем мы входим в Свет, и что бывает, когда мы не стремимся ходить в нем. Сегодня Святая Церковь призывает и нас взойти на Святую Гору Фавор. Господь, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору, для того, чтобы помолиться, и во время молитвы преобразился —лицо Его сделалось подобным солнцу, одежды убелились яко снег; в дивном Свете, осиявшем Господа, явились великие ветхозаветные пророки — Моисей и Илия, с которыми Господь стал говорить о предстоящих Своих Крестных страданиях пока, наконец, светлое облако не осенило вершину горы, и не раздался с неба глас Бога-Отца: Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте!..

А что значит Его слушайте? Апостолам так было хорошо, что они и себя отверглись, и про все, что у них было, забыли, и говорят: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии, – и будем здесь всегда. На горе: ни есть нечего, ни воды нет, и они об этом не вспомнили – так им было радостно. Но слово Христово, которое они должны были слушать, призывало их не блаженствовать с Ним на горе, а взять свой крест и идти вслед за Ним.

В Преображении произошло не изменение человеческой природы Христа-Спасителя, в котором от рождения обитала вся полнота Божества телесно, но изменилось сознание апостолов, увидевших на некоторое время подлинный лик своего Учителя, блистающего в Предвечном Свете Своего Божества. Господь, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли ее вместить, тем самым не только утвердил их перед лицом грядущих испытаний, но и дал им, а через них и всем нам, образ того, какой должна быть молитва, а вернее — какими должны быть ее плоды. Об этом свидетельствуют нам и история Церкви, и бесчисленные примеры из жизни святых угодников Божиих, которые, очистив свое сердце от страстей, созерцали нетварный Свет Христов. Мы молимся в этот праздник: “Господи, да воссияет нам Свет Твой Присносущный!” Это тот Свет, которым сиял Господь на Фаворе. Мы не достойны видеть то, что видели апостолы на Фаворе, но духовный Свет веры, он и сейчас в мире сияет, но, к сожалению, люди его видят все меньше…

Он не перестанет сиять, ибо апостол говорит в Евангелии: “Свет во тьме светит и тьма его объять не может!” Но людей, которые видят этот Свет, становится все меньше и меньше. Как часто, когда мы хотим убедить в чем-то неверующих людей, когда мы хотим затронуть их сердце, мы говорим о чудесах, которые совершаются в нашей Церкви, но, может быть, нет более удивительного чуда, чем человек, который несет на себе сияние вечной жизни, который излучает, отображает из глубины своего существа нетварный, божественный свет? И если бы мы имели хотя бы частицу этого света в своем сердце, если бы мы, подобно святым, опытно знали, каков он, этот Свет, то нам не понадобились бы слова, не понадобилась бы никакая проповедь.

Люди, взирая на нас, понимали бы все и без слов… Не произойдет с нами никакого преображения, если не будет в нас твердой, ясной веры в Христа как в Спасителя нашего. Мы никогда не изменимся к лучшему, если не будем готовы нести некоторые неудобства ради того, чтобы быть верными Христу. И не будет с нами ничего нового, не будет в нашей жизни Света, а только серость и мрак, если не будем никаких усилий прикладывать для того, чтобы вслед за Христом идти. Каждый день, каждый час, в каждом своем шаге, как бывает с человеком, который идет в гору. В этот праздник, когда Господь наш так сиял светом и удостоил близких Своих, верных Своих видеть этот чудесный Свет, и нам нужно молиться, чтобы Господь Бог и нам этот Свет открыл. Мы недостойны видеть его так, как видели его святые апостолы, но духовный Свет, “просвещающий всякого человека, грядущего в мир,” может видеть каждая верная и преданная Богу душа, видеть очами веры.

Нам и нужно молиться о том, чтобы Господь в этот день, когда Он воссиял Светом Присносущным, чтобы Он и нам воссиял и открыл наши очи, отвел их от духовного мрака и умерщвления для того, чтобы видели мы истинно то, что нужно видеть, и могли созерцать Славу и Величие Бога. И пусть мы не имеем сейчас этот свет в своем сердце, но будем стараться использовать то время, которое дает нам Господь, для того, чтобы покаянием, молитвой, очищением стяжать Его. Будем по крайней мере жить с надеждой на то, что Господь сподобит когда-нибудь и нас, грешных, узреть Свой присносущный, нетварный, невещественный, божественный Свет. Аминь”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.