«Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем — предуготовительным днем к Великому посту, поэтому очень важным, наполненным большими смыслами. Ведь если подойти к делу, не приготовившись, вряд ли оно получится. Если мы задумали в своей жизни что-то важное, задумали изменить себя, преобразиться, к этому обязательно нужно готовиться. И святая Церковь дает нам такую возможность: целых три недели мы готовимся к Великому посту, чтобы вступить на его великое поприще.

А сегодня Господь в Евангелии рисует для нас картину Страшного Суда, тем самым прежде всего обличая фарисейскую праведность. Люди горделивые, фарисеи стремились угодить Богу лишь через свой собственный подвиг – и были посрамлены. Им было сказано, что не они наследуют Царствие Божие, а лишь те, которые стяжали в себе любовь к Богу и любовь к ближнему и смогли проявить ее к первому встречному нуждающемуся. Перед тем, кто голоден, кто наг, кто в темнице, кто болен – перед тем смиряется христианин и стремится всячески ему послужить, не жалея ни сил, ни времени. И это любовь. Господь говорит: «Спасутся только те, кто любит, и любит нелицемерно».

Перед Великим постом на вечерних Богослужениях мы с вами слушаем торжественное песнопение псалма 136 «На реках Вавилонских». Этот псалом повествует нам о том, как плакали иудеи в Вавилонском плену, когда вавилоняне разрушили Иерусалим и храм и увели весь народ в плен. Иудеи плакали о том, что потеряли: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, воспоминая Сион». На деревьях они развесили свои арфы, с помощью которых играли музыку в храме Господнем на Богослужении. Вавилоняне просили их петь Господню песнь и на новом месте, но иудеи отказывались, отвечая, что только в Иерусалиме можно петь радостную песнь Господню: «А если здесь запою – пускай прильпнет язык к гортани моей, если не воспомяну я Иерусалима». Сотворившим же с ними зло они желали праведного наказания: идумеям – за то, что они кричали: «Разрушьте все до основания», когда вавилоняне разрушали Иерусалим; вавилонянам – за то, что они разрушали их город и убивали их детей – и иудеи просили, чтобы такое случилось и с их обидчиками. Таково содержание этого псалма.

Но мы должны во всем видеть и смысл духовный, смысл пророческий. Почему именно перед Великим постом изменилось Церковное Богослужение, которое меняется крайне редко, только в самых важных случаях? Потому что мы, вступая в Великий пост, вспоминаем нашу тоску по святости, по Отечеству Небесному, которое нам кажется потерянным и закрытым для нас из-за нашей же греховности и нераскаянности. Многие из нас пытались встать на путь праведости, но не все получается. Отсюда эта тоска, но, с другой стороны, и желание, и твердость надежды на Бога, что можно нам прийти в Царствие Божие. И мы тоже говорим: «Не будем мы здесь радоваться – будем радоваться только в Иерусалиме (подразумевая под этим не какую-то суетную радость, а настоящую, Вечную радость, которая даруется нашему сердцу лишь Духом Святым. Это Благодать Божия. И мы говорим: «Пусть накажутся те, кто виновен в нашем отступлении (то есть мы презираем наши страсти, не приемлем, просим Господа их уничтожить)». Мы не хотим примыкать к делам греховным.

Теперь, когда будете слушать этот псалом, пожалуйста, думайте о духовном его смысле: о том, что нам нужно вернуться в наш Иерусалим – Горний, возненавидеть свои страсти и всегда стремиться туда, где Господь.

А любовь можно стяжать лишь тогда, когда у нас в сердце есть покаяние. Все начинается с покаяния, с вИдения себя нищим духом; с желания измениться, преобразиться. Но прежде чем мы дойдем до Страшного Суда – с плодами духовными, с полной корзиной дел милосердия – нам нужно осознать свое падение, свою неправедность. Гордым людям – увидеть себя со стороны в раскаянии и начать долгий путь изменения себя: через покаяние – к трудам, к слезам, к желанию молитвы. И тогда Господь дарует нам возможность любить каждого человека любовью Божией, нелицемерно.

Тогда мы сможем надеяться, что, когда придем на Суд Божий, Господь поставит нас по правую сторону от Себя и мы наследуем Царствие Небесное. Аминь.

Да благословит вас Господь».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.