« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22:37–39).

Вновь и вновь Церковь, как заботливая мать, повторяет нам главные евангельские заповеди о всецелой и всеобъемлющей любви к Богу и самоотверженной любви к ближнему. На этом утверждается весь закон и все пророчества. Любовь — это Альфа и Омега нашей жизни, благодаря ей все «начало быть, что начало быть», и в результате ее отсутствия, этот мир прекратит своё существование. Эти заповеди совершенно исполнены Самим Христом, и засвидетельствованы Его Божественной Кровью. Он был верен Своему слову и верен до смерти, смерти же крестной.

Эти заповеди любви достаточно просты для понимания: люди, любите друг друга, и на земле будет рай. Но увы! Исполнить их на деле очень сложно и полноценно невозможно. И, если любовь к своему любимому человеку, ещё как- то, с большими оговорками и переменным успехом мы имеем, то к чужим: к врагам, обидчикам, должникам ее нет. Тем более, как любить Бога невидимого и неведомого. И, если даже попытаться себя выдрессировать, научить внешним правилам, христианскому этикету, религиозному обряду — всего этого будет недостаточно, потому  что — это только видимая часть дела. И на такую частичную любовь мы и сами не согласны. Нам не нравится, когда нас любят и о нас заботятся только внешне, бессердечно, формально. Нам нужно, чтобы нас прощали не только на словах, но и от всей души. Нам необходимы искренность, сострадание и сопереживание близких. Поэтому и мы должны поступать также по заповеди Божией. Осознавая это, как нам совладать со своим внутренним миром души и сердца? Это, действительно, непосильная задача.

Жестоко Твоё слово Господи! Как нам его воплотить? Как нам совершить эту заповедь если мы бессильны, немощны, больны и порабощены другому закону, закону греха сильному и безжалостному?!

Будучи искренними как дети, и, чувствуя свою беспомощность в исполнении Христовых заповедей, апостолы спрашивали Господа: как это возможно? И Он им отвечал: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

В этих словах ответ Господа на все наши недоумения, стенания, неудачи, падения, ропот и бессилие.

Именно Христос — главная и самая важная ценность, которую имеет Церковь. В Нем и через Него совершение и исполнение всех законов и пророчеств. Он есть Жизнь, которую мы должны жить, Истина, в которой мы должны пребывать, Путь, которым мы должны идти к своему спасению. И Он призывает нас: возьми свой крест и следуй за Мной.

 И для нас, христиан, нет другого пути кроме крестного, смиренного, нет другого спасения, как только во Христе Иисусе! Нет других вариантов, как только прилепиться ко Господу всей душой, всем сердцем, всеми мыслями и всей крепостью, довериться Ему до конца и нести свой крест.

Пусть будет так: где Христос, там и мы. Как младенец, который боится оторваться от своей матери и плачет, и неустанно взывает к ней, пока ее не увидит и не прижмётся к ней  и только тогда успокоится. Будем и мы искать Христа в непрерывном подвиге молитвы, в самоотречении, богослужении, Таинствах, милосердных делах, добродетелях.

Конечно, нам хочется все упростить, свести заповеди Божии во внешнюю, формальную область и успокоится, но в том-то и дело — нет покоя. Внешние дела не приносят нам ни мира, ни удовлетворения, ни исправления если только они не освещены благодатью Христовой, не очищены от примеси греха и всецело не посвящены Богу. Как бы мы не украшали гроб, глядя на него, мы не испытываем радость и веселие. И поэтому, все наше внимание должно быть сконцентрировано на нашем внутреннем человеке, к этому же призывает нас и Господь: очисти прежде внутренность чаши.

Чистота ума и сердца — главное условие для нашего соединения со Христом. Но и это вполноте возможно совершить только при божественном содействии. Он очищает, исправляет, освящает, все от Него и Им совершается, совершается же мало-помалу, в зависимости от нашего воздержания от греха и твёрдого желания переменить свою жизнь к новой, небесной, святой.

И в преддверии праздника Воздвижения Честнаго Креста Господня, вспомним о тех немыслимых страданиях Господа, Его крестоношении, Его смирении ради нас и нашего ради спасения.

Созерцая мысленно великую Тайну Креста Господня, постараемся проявить терпение в своих скорбях. В посильном подвиге во славу Божию, ради Христа, смирим себя, помня о том, что только смиренным Господь даёт Свою всеочищающую и всеосвящающую благодать.

Будем помнить и вдохновляться словами преподобного отца нашего Силуана Афонского, познавшего любовь Христову: велико только одно: смирить себя, ибо гордость мешает нам любить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.