Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Ин.13, 34).

Прежде чем дать эту заповедь, Христос Сам исполнил ее, возлюбил глубоко и основательно, послужил и отдал ради нас Свою жизнь.

В этом отличительная особенность Его учеников и последователей, по этому признаку они были узнаваемы, в этом они были единодушны.

По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13, 34-35).

Будете иметь любовь, которая долготерпит, милосердствует, которая не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине. Любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает!..

Именно эта любовь обращала и обращает ко Христу жаждущие души, иссохшие от черствости и жестокости мира. Именно эта любовь выводит заблудших из мира, выжженного эгоизмом, – обезбоженной пустыни к источнику жизни – Христу.

Что нам делать, мужи братия? (Дн.2,37)

Как нам исполнить эту новую заповедь и воплотить ее в жизнь не поверхностно и внешне, а всесторонне и глубоко, от всей души? Ведь мы понимаем, что любовь хотя и выражается внешне, но место её глубоко в сердце, там её дом, и он у нас, к сожалению, пуст.

Что нам делать, чтобы стяжать в своем сердце тот Дух, который несет в Себе такую любовь к Богу и друг к другу?

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Дн.2,38).

Кайтесь, ищите чистоты души!

Спасайтесь от рода сего развращенного (Дн.2,40).

И вот мы видим, как жаждущие Духа Святого устремились в пустыни, в безлюдные места, чтобы стяжать живительную благодать Божью, Его любовь, наполнить ими свои жаждущие души.

История Церкви сообщает нам, что уже с первых веков ее существования появились те, кто во всей полноте хотел исполнить евангельские заповеди, быть совершенным. Ради этого они уходили, бежали из мира, чтобы обрести новый мир, мир Христов. Они отвращались не только от развращенного рода, но и от самих себя, чтобы обрести себя уже новыми – Христовыми, обоженными.

И одним из таких ревностных христиан был преподобный Антоний, отец монашества, которого за его немыслимые подвиги пустынножительства Церковь именовала Великим.

Из своих ста пяти прожитых лет святой Антоний восемьдесят пять пребывал в пустынном уединении. Но как бы он ни старался провести свою жизнь в бесславии и безызвестности, Бог судил иначе. Когда настало время, Господь открыл людям Своего подвижника. Они буквально разобрали вход исихастерия, где он подвизался, и, проникнув к нему, просили взять их под свое руководство. В скором времени гора, на которой в полном уединении жил преподобный, была украшена, как гроздями на плодовитой виноградной лозе, монастырями, и святой Антоний с любовью наставлял насельников, уча их духовной жизни.

Нам, христианам, в наследство достались жизнеописания этого великого подвижника, а также его поучения.

Можем и мы сегодня испить из этого живоносного источника мудрости для назидания своей души.

Да будет общей всем такая преимущественно забота, чтоб, начав, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долгое уже время пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою (Добр. Т.1).

Этим правилом преподобный руководствовался сам, невзирая на претрудную отшельническую жизнь, полную всякого рода лишений, прожил до глубокой старости, умножая подвиги и возрастая добродетелями.

И нам боязливым, изнеженным, избалованным комфортом внушает великий муж собственным примером преумножать ревность о спасении своей души, взгревать в своих сердцах желание стяжать любовь Божью, трудиться, послушаясь Богу, каждый в своем достоинстве, на своем поприще, в своей пустыне.

Умножая ревность по Богу, не забудем и о своих близких, будем помнить, что время этой жизни коротко, но от него зависит наша вечность.

Будем не унывать, а непрестанно подвизаться. Сокрушаясь о своих грехах, постараемся усвоить добродетели Христовы. Непрестанно призывая имя Божье, испросим у Господа милости себе и близким. Понуждая себя к воздержанию, привлечем к себе благодать Духа Святого.

Призовем Господа, чтобы Он пришел, и вселился в нас, и очистил нас от всякой скверны, и в нашем освященном сердце поселил Свою Любовь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.