Сколько слов о единстве веры в союзе любви сказано апостолами, святителями и учителями Церкви. Сколько призывов к братолюбию, снисхождению друг ко другу в духе кротости и незлобия мы прочитали в священном писании и узнали от святых отцов. И не просто слов как колебание воздуха или набора печатных букв, но слов, подтвержденных личным опытом, подвигом, исполненных и воплощенных в жизнь. Вот, истинно: «свет миру», богоподобие, когда слово становится плотью.
И те, кого мы сегодня прославляем в лике Великих святителей и учителей Вселенской Церкви, не исключение. Исключительными (особенными) в них может быть мудрость, ученость, красноречие, но не за это Церковь их величает Великими, а ради тех безмерных и самоотверженных трудов, которые они подъяли для утверждения Церкви и защиты ее учения. И словом, и делом, вдохновленные Божественным Духом, каждый в свое время и своими талантами, – они укрепляли фундамент Православного вероучения.
Но, если Дух Святый, действующий через свои избранные сосуды, животворит, созидает, собирает и освящает, то дух нечистый напротив, возбуждая умы людские и развращая их бесстрашные (не имеющие страха Божия) сердца, разрушает и разделяет. Так, вместо мира Христова среди, казалось бы, братьев и сестер по вере, возникают вражда и ненависть, иногда доходящие до безумия (ереси) и расколов.
Лукавый и нечистый дух не откровенно предлагает свой смертоносный яд лжи, злобы, но чаще всего, прикровенно, под видом добра, прельщает неокрепшие, слабые души. Так обольститель совратил наших прародителей в раю (Быт.3,1-6), те же методы использует и против чад их.
В 11 веке в Константинополе разгорелся спор между почитателями святых учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые превозносили своего почитаемого святителя выше других, они даже стали себя именовать василианы, григорианы, иоанниты. И если бы не чудесное вмешательство во все эти разделения самих Святителей, которые сами явились Евхаитскому митрополиту Иоанну и объявили, что они равны у Бога и « нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям», все эти споры о своих любимых святых не имели бы конца. Но в этот раз все обошлось, закончилось мирно. По благословению митрополита Иоанна был установлен соборный праздник всем трем Святителям в один день, который мы с Вами также отмечаем.
Но сегодня, как и во все другие времена от дней падения наших прародителей и их детей, мы также подвергаемся нападкам духа нечистого, разделяющего, отдаляющего нас не только от друг друга , но и от нашего Творца.
Спорливость стала привычной манерой общения не только в миру, но и в ограде Церковной. Непослушание старшим, хамство, нетерпимость к иному мнению нередко сегодня доходит до откровенной, оскорбительной вражды. К сожалению, разделения и шатания в умах становятся привычными и приобретают массовый, глобальный характер. Привычными и популярными стали грубость, бестактность, надменность, эгоистичная категоричность.
Конечно, в такой атмосфере общего недовольства, озлобленности и лукавства очень сложно пробиться правде Божьей и мало кто эту правду ищет.
Единство, соборность, братолюбие можно обрести только при условии соблюдения всех евангельских заповедей. Конечно, без Божьего содействия это невозможно, поэтому необходимо стяжать волю Божию и сообразовать ее со своей, а это возможно, если мы отвернемся себя. В какой-то степени это похоже на восстание не только против себя, но и против всего современного миропорядка, но на самом деле это не против, а ЗА себя и за порядок, за мир во всем мире: в Церкви, в семье, государстве …
«Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!», если эти слова Дивного Серафима воплотить в жизнь и на каждого христианина определить не тысячу, а хотя бы небольшой круг его семьи, то и этого было бы достаточно, чтобы вселить в нас надежду на светлые перемены.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: