Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, сегодняшний воскресный день в церковном календаре носит название «Неделя о мытаре и фарисее». Самые внимательные уже, наверное, догадались, что с этого дня Святая Церковь начинает нас готовить к поприщу Великого поста. Время Великого поста – это время сугубой, особой молитвы и поста. Вот как не надо поститься и молиться, рассказывает нам притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14).
«Сказал Господь также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Поразмыслим. Кто такие фарисеи? Это представители самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудее того времени. Фарисеи стремились к тщательному соблюдению не только записанного Моисеева закона, но и так называемого «устного закона», сложившегося в народе за сотни лет религиозной практики. Иначе говоря, фарисеи – это те люди из среды еврейского народа, которые делом своей жизни избрали соблюдение закона Божия.
А кто такие мытари? Это сборщики податей, налогов с граждан. Собирали они эти налоги в пользу оккупационной римской власти, при этом не чураясь обмана, вымогательства, угроз. Поэтому мытари были презираемы в народе.
И вот этот, казалось бы, праведный фарисей и вот этот, казалось бы, грешный мытарь пришли в храм помолиться Богу. Но почему-то фарисей со всей своей праведностью был не угоден Богу, а грешный мытарь вышел из храма оправданным. Ответ мы находим в словах Спасителя, сказанных Им в конце этой притчи: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Все дело в гордости и смирении. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).
Так очень часто бывает и с нами. Вначале мы приходим в храм, как мытари, а потом почему-то вдруг становимся как фарисеи. Узнаем церковные правила, с усердием стараемся их соблюдать. Молимся, постимся по уставу, регулярно ходим в храм, исповедуемся и причащаемся. И вот тут возникает опасность превратиться в фарисея. Возгордиться, подумать вдруг о себе, что я мол теперь не «как прочие люди…» Проще всего усвоить в себе внешнее церковное благочестие. Намного труднее наполнить его истинным смирением, истинной кротостью, истинной любовью к людям.
Вспоминается мне еще одна притча, рассказанная святителем Николаем Сербским (Велимировичем):
Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево.
Так и Бог из двух людей выберет для дома Своего не того, кто внешне выглядит праведным, но того, у кого сердце исполнено здравой правды Божией. Аминь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: