Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры в сегодняшний воскресный день за Божественной литургией мы читали отрывок из Евангелия от Матфея, где повествуется как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватого юношу.

«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.» Мф17.14-16

Это евангельское чтение тесно связано с событием Преображения Господня. Вспомним, откуда Иисус с тремя учениками пришли к народу? С горы, где Господь преобразился перед ними. Только что они на горе Преображения видели Славу Божию, как Он Сам сказал, видели Царство Божие, пришедшее в силе. И теперь внизу, у подножия горы, они видят бесовское царство, тоже пришедшее в силе – они видят толпу, собравшуюся вокруг бесноватого юноши. Подходит его отец – по всему видно, человек весьма неглубокой веры. Откуда видно его маловерие? Во-первых, из того, что Христос говорит в ответ на его слова: “о, род неверный”. Во-вторых, он видит причину болезни сына в чем угодно, кроме своих грехов. Он был обманут от своего маловерия, как и мы с вами часто обманываемся. И пеняет на луну, потому что бес как искусный обманщик отвлек его внимание, вызывая припадки у сына именно в новолуние для того, чтобы этот неверующий человек хулил творение Божие. А в-третьих, его неверие видно из того, что он обвиняет учеников. Видите, как получается: сын страдал из-за неверия отца. Но отец юноши, как и подавляющее большинство людей, был не склонен обвинять в чем-либо себя, и перекладывает ответственность на учеников Иисуса, которые не смогли его исцелить.

И, наконец, самое главное – он сам заявляет о своем маловерии: «Но если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9, 22). То есть он не верил в Христа как в Господа, не верил в Его силу и обратился к Нему только от отчаяния, «на всякий случай».

Иисус же отвечая сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда.» Господь объясняет, почему бесовская сила с такой наглостью действует в людях: из-за их неверия. Кого Господь называет “неверным родом?”. Почему-то многие думают, что учеников. Но если и учеников, то в самую последнюю очередь. Потому что ученики как раз имели самую сильную веру из всех присутствующих. А называет неверным родом в первую очередь – неверующего отца вместе с больным сыном, а с ними и всех людей слабой веры.

«И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час.» Запретил кому? По тексту следует, что самому лунатику. Запретил что? Видимо, «запретил» – значит прервал то умонастроение, которое привело к беснованию.

Отсюда видно, что и сам больной юноша был неверующим и, таким образом, дал возможность демону войти в него.

А евангелист Марк сообщает и такую деталь. Перед тем, как исцелить юношу, Господь говорит его отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: Верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк. 9, 23-24) Бессмысленно изгонять бесов, когда их дом остается незанятым. И поскольку корень зла был в неверии отца, то Христос вначале его и врачует.

Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Апостолы спрашивают так, потому что они испугались, не потеряли ли они дарованной им власти изгонять бесов?

Иисус же сказал им: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас.» Господь и апостолов укоряет в маловерии, давая понять, что и они еще далеки от совершенства. Да, они имели власть изгонять бесов, и если бы отец юноши или сам юноша имели веру, то и апостолы по их вере помогли бы им. Но те были неверующие, и данной апостолам власти уже не хватило, чтобы им помочь. И Господь попускает это, давая им убедиться в их немощи. Они убеждаются на собственном опыте, что одной данной им властью, не возрастая в вере, они много не сделают. А если бы их вера была более глубокой, то и сумели бы сами исцелить этого юношу. Как и впоследствии совершили через веру многие другие дела. А что значит «с горчичное зерно»? Горчичное зерно невелико по виду, меньше макового зернышка, меньше миллиметра в диаметре. Но в нем заложено все растение. Та горчица, о которой говорит Господь, не похожа на нашу, а вырастала высотой метра в два, а то и три. Это были высокие травянистые заросли, но при том, что деревья в Святой Земле все низкие, горчица действительно могла быть выше других деревьев. И вот все это высокое и пышное растение было заложено в маленьком, но живом и полноценном зернышке. Так и вера на первый взгляд кажется чем-то маленьким. Ну что там – принял человек Крещение – каких-то 30—40 минут. Надел на шею маленький крестик. Читает небольшую книгу Евангелие. Некоторое время молится. Но если все это по-настоящему, то оно развивается в целую жизнь по вере, которая обращена ввысь, к высотам духа, туда, где действует благодать Божия. И кто имеет такую веру, тот может сказать горе: перейди, и гора переходит. Господь показал, как это бывает, изгоняя беса, а изгнать беса явно тяжелее, чем сдвинуть гору. Гору можно и экскаватором передвинуть, а беса вряд ли. И апостолы потом переставляли горы, но горы не земляные и не каменные, а душевные и духовные. Бывало, что и каменные горы расступались. Но апостолы делали гораздо большее. Привести языческий мир к христианству, да и просто помочь неверующему или язычнику стать христианином – дело более впечатляющее, чем все передвижения гор в истории, вместе взятые.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом.» Это значит, что людям, которые оказались под властью демонов, то есть сделались бесноватыми или испытывают особые, сугубые бесовские искушения, нужно в первую очередь особо, сугубо молиться. А молитва, как уточняет блаженный Феофилакт, «бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом».

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.» Заранее говорит им о Своих страданиях, предупреждая, что главные испытания их ждут впереди, что вера нужна не только для передвижения гор, но, и чтобы устоять, когда горы падают и все кругом рушится. Когда время Его страданий настало, ученики почти все соблазнились, рассеялись и потеряли и ту веру, которая у них была, и увидели себя еще более слабыми и еще более беспомощными, чем когда-либо. Но потому и утвердились опять, что Господь заранее приготовил их к этому. И еще предупреждает их, чтобы знали, что Он идет на страдания по Своей воле. И к печальному присоединяет радостное – весть о том, что Он воскреснет.

Мы с вами в наших грехах, наших страстях и пристрастиях тоже бросаемся в огонь и в воду – в огонь вспыльчивости, гневливости, осуждения и злопамятливости, и воду мирских попечений, как говорит блаженный Феофилакт – «в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает… дьявол». Но все возможно верующему! И Господь спрашивает каждого из нас – «имеешь ли сколько-нибудь веры»? Такой веры, когда мы понимаем, что все Богу возможно, и Он нас слышит и видит, и Он может все, всегда и везде, и сделает, или вернее – может сделать все, о чем мы просим, если только это не вредно для нас и не затруднит наше спасение.

Думаю, с зерно-то горчичное наберется вера у каждого. И в тех искушениях и скорбях, которых у каждого из нас предостаточно, соберем воедино всю свою веру, и скажем: Верую, Господи! Помоги моему неверию! Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.