Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, на прошлой неделе мы с вами читали Евангельскую притчу о Закхее.  Об отверженном, ненавидимом израильтянами человеке, который был мытарем, который большую часть своего состояния приобрел неправедно. Но когда встретился лицом к лицу с Господом, он изменил свою жизнь, он покаялся. Ведь слово ПОКАЯНИЕ, всем нам с вами знакомое, по крайней мере, давно, если не из детства, означает в переводе на русский язык – перемена ума. Смена своего мировоззрения. По большому счету – перемена жизненных ценностей. И поэтому ПОКАЯТЬСЯ в любой момент нашей жизни, конечно же, может каждый. И чем раньше совершается это покаяние в нашей жизни в наших сердцах, тем быстрее начинает меняться и преображаться наша жизнь. Тем быстрее ближние наши начнут отогреваться от плодов нашего покаяния. Тем меньше ран мы нанесем друг другу, тем людям, которые зависят от нас сильнее всего.

Именно поэтому, несмотря на великое Божие долготерпение, медлить с покаянием нельзя. Это преступление против себя, против своих ближних и, наверное, как следствие, преступление против Бога. И вот Закхей покаялся, и жизнь его преобразилась. Он покаялся, не просто сказав на исповеди, он пообещал делом исправить то зло, которое причинил людям.

А незадолго до этого в другом городе Христос произносит проповедь О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.
Ту, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском отрывке. Как два человека вошли в церковь помолиться. Оба пришли со всем богатством или, быть может, с нищетой своего внутреннего мира. Каждый принес Богу свои достижения и свои беды, так же, как и сейчас каждый из нас приносит сюда все то, чем наполнено наше сердце и наша с вами жизнь. И один стал Бога славословить, говоря: «Благодарю Тебя Боже, за то, что я – другой, не такой, как они. За то, что жизнь моя отличается от других людей. Я пощусь, даю десятину. Я отличаюсь от хищников, лицемеров, прелюбодеев». И человек этот в своей молитве был искренен и вопреки досужему мнению Бог его молитву тоже принял, о чем говорят нам последние слова Евангельского повествования. А вот рядом с ним, где то позади, в притворе, не смея зайти в сам храм, стоял другой человек, точно такой же, отверженный и ненавидимый израильтянами мытарь, перед которым, подобно пророку Давиду, когда он произнес свой 50-й псалом, всегда, непрестанно, во всей своей жестокости обличающей стоял его грех. Именно поэтому он, не имея возможности даже взглянуть на небо, просто бил себя в грудь и произносил лишь только несколько слов: « Боже, милостив буди мне грешнику». И вот эти два человека помолились. Каждый из них получил утешение. Наверняка у каждого из них был какой-то внутренний духовный подвиг в молитве. И они отправились домой. И сам Господь в конце этой притчи говорит, что мытарь пошел домой более оправданный, нежели фарисей. Мы с вами знаем, что фарисеи – это были праведники. Они были законниками. Они очень хорошо знали Закон, по которому дОлжно было жить,  и они старались его исполнять. Но так уж случилось, что вот той сердечной глубины, того умиления, того чувства покаяния и, наверное, самое главное, смирения перед Богом не доставало. По большому счету, если перефразировать его слова: «Благодарю Тебя, Господи, что я такой праведник и нет во мне изъяна». В то время как для мытаря это был крик к Богу о помощи, о помиловании, о снисхождении, о милосердии к нему. И вот сейчас, прослушав этот маленький, коротенький Евангельский отрывок, давайте вглядимся в свою жизнь, в своё поведение, в свою молитву. Часто ли, собираясь в храм, мы с вами задумываемся о том, что здесь место нашей встречи с Богом? Что вот именно здесь, как никогда в другом месте, мы с вами соприкасаемся с вечностью. И как мы вступаем под своды этого храма? Как право имеющие? Или как те, в чьем сердце есть смирение перед Богом? Смирение – это ведь не та забитость, которую часто с ним путают. Это не бесхарактерность, это не слабость духа и воли. Нет! Ни в коем случае. Смирение – это приведение себя в мир с Божиим промыслом с теми трудностями, с теми вопросами, которые перед нами ставит Бог, посылая те или иные испытания, а иногда и очень жестокие потрясения. Если человек смиренный, то он не сломается под влиянием этих испытаний, не смалодушничает. Действительно, сможет ответить словами Богородицы: «Пусть мне будет по слову Твоему, по воле Твоей». Пусть случится так, как Ты повелел. Потому что именно Ты послал мне этого человека, и пусть он сейчас приносит боль в мое сердце, но, значит, я могу от этого человека научиться многому, я, как минимум, научусь принимать этого человека таким, каков он есть, проявив широту своей души. Я могу смириться со своей болезнью. Да! Я не поддамся ей, я буду её преодолевать. Я буду бороться, сохранять свое здоровье. Но я буду готов принять от Тебя не только благо, но и испытание.

И вот такое понимание смирения, может быть не сразу, может быть благодаря тем жутким испытаниям, которые выпали на наше Отечество в начале  ХХ   века, было или стало присуще тем святым, чью память мы сегодня празднуем – новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Чья судьба, казалось бы, была прозрачна: обычная, спокойная жизнь в лоне матери–церкви под сенью Богом благословленной государственной власти. Да, были нестроения, безусловно, были трудности; и вдруг сначала первая мировая война. Большое количество внутренних потрясений. Потом революция. Гонения на Церковь. И как следствие этих гонений, вместо расшитых богослужебных облачений они оказались в фуфайках арестантов где-нибудь в Лефортово или на Бутовском полигоне.  У нас в области есть такой же полигон – Пивовариха. Он находится в ближайших окраинах города Иркутска.  И мир перевернулся!  И в этом перевёрнутом мире уметь видеть промысел Божий о себе, семьях, своем Отечестве и, не растерявшись, не малодушничая, продолжать молиться, жить в доверии к Богу и оставаться неудобопреклонным ко греху – вот в чем может проявиться смирение по отношению к Богу.

И давайте обратим внимание, как  повторяется в нашей  жизни история. Сто лет назад  эти испытания переживали наши предки, терпели, может быть, иногда испытывали сомнения, смущение, страх, но в конечном итоге желание встречи с Богом всегда превозобладало. И как тогда, сейчас у нас на территории нашей исторической Руси льется кровь; как и тогда, страдают верующие люди. Это происходит на Украине. Там сжигают и расстреливают храмы. Там убивают священников. Там предают бесчестию верующих мирян, изгоняя их из своих храмов. Кто бы подумал, что в Киево-Печерской лавре не останется места для православных христиан! Останется место лишь для раскольников. И мы сегодня на молитве, которую читали во время молебна, просили с умилением, со слезами Новомучеников и исповедников о том, чтобы они уберегли и избавили землю нашу от раскола и братоубийственной войны. Я бы, наверное, посоветовал нам с вами эту молитву включить в своё молитвенное правило, потому что они прожили и пережили, они через сердце своё пропустили те же самые испытания, которые сейчас выпадают на нашу долю и долю наших братьев. Поэтому они, как никто другой, могут понять те чувства, которые сейчас разрывают наши с вами сердца. Кто из нас не возгорался гневом, посмотрев новости об Украине? Кто из нас не возмущался сердцем, увидев многие несправедливости как внутри нашей страны, так и за её пределами? Кто из нас не чувствует себя сейчас растерянным, особенно те, у которых родственники там, где идут боевые действия?  Когда ты просто не знаешь, как разговаривать со своим братом… И мы с вами только лишь своим разумом, своими силами преодолеть эти испытания не сможем. Только Бог, который просвещает сердца человеческие,  может нам помочь. Только Он может нас с вами вразумить, чтобы мы с вами не задохнулись в собственной злобе и в своем непонимании. Сегодня читалось в Евангелии, что будет голод, землетрясения, бедствия! Восстанет народ на народ и царство на царство, что будет война, будет много нестроений. Но ещё это не есть кончина. Поэтому для многих для нас преодоление вот этих испытаний, которые мы сейчас переживаем, может стать основой для спасения. Потому что претерпевший до конца в смирении даже в этих страшных событиях спасется. И вот этого спасения я желаю всем нам с вами. Пребывать в мудрости, смирении, сдержанности своих греховных порывов. И, наверное, тогда, когда хочется сказать грубое слово, хочется кого-то проклясть, именно тогда за него надо помолиться. Именно тогда, хотя бы просто осенив себя крестным знамением, про себя мысленно произнести хотя бы краткую молитву о том, чтобы здесь, на нашей земле воцарилась Божия правда, Божия милость и Божия любовь.

 Я вас поздравляю с сегодняшним днём, днём памяти Новомучеников и исповедников Церкви русской, наших заступников, наших молитвенников; более того, возможно, среди этих людей есть наши сродники по плоти. Так что, может, и за нас с вами сейчас кто-то из наших родственников предстоит в молитве перед Престолом Божиим. Оказывая доверие нам, надеясь на то, что и мы с вами, преодолевая жизненные трудности, обязательно с ними встретимся в объятиях любящего Бога, который однажды раскрыл их на кресте и с тех пор готов принять каждого. Хочу напомнить, что с сегодняшнего дня начинается сплошная седмица. Спасения Вам и Вашим близким. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.