Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем апостольском послании апостол Павел говорит нам о том, что каждому из нас дана Христова благодать для совершения своего жизненного пути до тех пор, пока мы не придем в меру полного возраста Христова. Сегодня, в наши непростые времена, мне хотелось бы поговорить о человеке, который явил нам пример такого возрастания.

Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Он родился в 1507 году и был участником малолетних забав царевича Иоанна, будущего Грозного царя Иоанна lV. Великий князь Московский Василий lll приблизил молодого Феодора ко двору, которого, однако, не манила придворная жизнь.  Искренняя привязанность к нему царевича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать его стремление к Небесному Царству. Однажды за Божественной Литургией он услышал слова Спасителя: «Никто не может работать двум Господам» (Мф.6,24), которые определили выбор его дальнейшего жизненного пути. Оставив обеспеченную жизнь, он тайно покинул Москву и некоторое время укрывался близ Онежского озера, а потом пришел в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом озере. После двух лет испытаний Феодор принимает постриг с именем Филипп. Уже в возрасте 39 лет архиепископ Феодосий Новгородский поставил Филиппа игуменом Соловецкой обители. Будущий митрополит Московский, продолжая монашеские труды, проявил много внимания к духовному возвышению обители. При нем был принят новый устав, выстроены два храма и обретены святыни, связанные с именами основателей обители Зосимой и Савватием Соловецкими. Но Господь готовил святого угодника для другого служения и другого подвига.

В Москве о Соловецком отшельнике вспомнил некогда любивший его царь Иоанн Грозный. Он надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Сначала святитель отказывался возложить на себя бремя предстоятеля Русской церкви, не видя духовной близости с царем. Он пытался уговорить его уничтожить опричнину. Грозный же старался доказать ее государственную необходимость. Наконец они пришли к соглашению, что святитель не станет вмешиваться в дела государственного управления, а царь будет прислушиваться к словам святителя Филиппа.

25 июля 1566 года святитель Филипп был поставлен на Московскую кафедру. С тех пор, глядя на беззаконие, насилие и жестокость, которую устраивали опричники, святитель все больше расходится с царем. Он заступается за обвиняемых в измене, обличает беззаконие опричников и вызывает гнев царя. Иоанн Грозный инициирует суд боярской думы над главой Русской церкви. Святитель, отвергая обвинения, попытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Несмотря на это, ему вынесли приговор о пожизненном заточении в темнице, при этом унизив его во время совершения Божественной Литургии. Ворвавшиеся в храм опричники сорвали с него облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и отвезли к месту заточения в Тверской Отроч монастырь. Там, спустя год, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.

Все мы всё больше сознаем, что живем в мире трагическом, в мире, где происходит очень много страшного, и когда мы вглядываемся в то, что происходит, становится так ясно, что мир сейчас пожинает плоды всей человеческой неправды, совершавшейся в течение, быть может, многих столетий. Неправды, с которой мирились наши предки; неправды, с которой мы легко миримся, пока она не выливается гневом на нас самих. Мы с ужасом думаем о войне, но часто спокойно относимся к страшному, бесчеловечному миру, который предшествует грозе и пролитию крови. Каждый из нас несет ответственность за все страшное, что происходит вокруг. Мы часто замыкаемся в своей среде, стараясь создать тихую заводь, не замечая, что она вскоре делается болотом. Мы становимся зацикленными на своих личных переживаниях, амбициях, огорчениях, забывая, что в нас живет сила Господня. Если этой силой мы не творим на земле правды Божьей, то мы подобны той соли, о которой Христос сказал, что если она потеряет соленость, то ни на что больше не пригодна.

Мы не можем надеяться на то, что Господь нас защитит и упасет, не для того Он создал Церковь, чтобы она стала  обществом страшливых людей, которые укрываются под Божье крыло. Христос создал Церковь для того, чтобы люди, облеченные Его духом, вышли в жизнь и ценой своей жизни, своего страдания, своих трудов, своей смерти создавали новый мир, где бы царствовала Божья правда. Нам надо войти в труд Божий, помня слова Христа, что он посылает нас как овец среди волков, чтобы, свидетельствуя истину, мы оставались непричастными неправде, нечистоте, оскверненности, безбожию мира, но вместе с тем войти в этот мир всей полнотой своей любви, всем усердием в молитве, готовностью жертвовать собой, всей силой человеческого духа и смирением перед спасающей волей Божией. И каждый из нас в меру своих сил, какими бы ничтожными они нам не казались, должен внести в этот мир сколько возможно любви, смирения, понимания Божьего промысла, милосердия, сострадания и прощения — каждый!

Вот что должно служить для нас Заветом Господним, поэтому соберем не только все силы духа, которых может оказаться очень мало, но и все крупицы веры, которые в нас есть, и предадимся в руки Божьи. Пусть Он творит свою волю, даже если она будет сотворена за наш счет, чтобы кто-то другой получил прощение и новую жизнь. И это касается всей нашей страны и самых простых взаимоотношений с нашими близкими. Да будет на все воля Божья. Аминь.

Боричевский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.