Дорогие братья и сестры,сегодня, в первую подготовительную к Великому посту неделю мы слышим притчу о мытаре и фарисее, которая учит нас правильной молитве.
Пост, к которому мы готовимся, состоит в воздержании и молитве. Вспомним событие, когда после Преображения Господь сходил с горы Фавор, его встретил отец с сыном, одержимым духом немым. И просил отец Иисуса изгнать нечистого духа, потому что апостолы не смогли этого сделать. И когда Господь изгнал беса, ученики спросили, почему они не смогли это сделать. Господь сказал:»сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9.29)
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:»Воздержание — это удержание от излишнего потребления пищи и пития. Хранение точное постов, установленных церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном любление плоти, живота и покоя ее.»
Пост — это не малоприятный эпизод нашей жизни, а приобретение навыка жить в воздержании всегда (и вне поста).
Но воздержание без молитвы к Богу невозможно, ведь только Он дает нам силы бороться со страстями, подстерегающими нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение: дух бодр,плоть же немощна»(Мк.14-38)
Господь сказал некоторым уверенным в своей праведности и уничижающим других следующую притчу: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди…» (Лк.18.9-11)
Фарисеи — это отлучённые и обделённые люди, которые проповедовали и стремились исполнять заповеди Моисеевы и подзаконные им акты. Но это дело не приводило их к Богу,знания надмевали и возвышали их в своих глазах. Они имели притязания на необычную святость, со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, дошедшие до них по преданию старцев, часто противоречащих заповедям Божиим и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.
Господь всегда обличал их и упрекал в лицемерии, а ученикам говорил, чтобы они слушали и исполняли то, о чём они проповедовали, но по делам их не поступалии.
И вот фарисей благодарит Господа за свою «избранность».
Есть три вида молитвы: благодарение, прошение и покаяние. Мы должны всегда благодарить Господа за то, что он нам посылает, ведь «всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходя от Отца светов» — заамвонная молитва — даже если это дар неприятен нашему самолюбию.
Прекрасное начало молитвы. А что же дальше? А дальше сравнение, «что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как тот мытарь». (Лк.18.11) В молитву вмешивается осуждение, превозношение и сравнение себя с грешниками: «Я выше их — какое достижение!» Потом идёт аргументация: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю» (Як.18.12)
Закон не предлагал поститься дважды в неделю, а только в особых случаях; и десятину — не от всякого приобретения, а от плодов земных и скота. Следовательно он хвастается сверхдолжными заслугами перед кем? — перед Богом!
И стоит фарисей в храме на самом почетном месте, и руки его воздеты к небу. Но приятна ли его молитва Богу, принимает ли он её, не печалится ли о заблудшем человеке, «ибо всякий возвышающий себя (даже в своих глазах) унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18.14)

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, ударяя себя в грудь, говорил: — Боже, будь милостив ко мне, грешнику! (Лк.18.13)
Незавидная доля была у мытарей — сборщиков римских подайтей и пошлин. Соплеменники считали их притеснителями, грешниками и ворами. Им нередко запрещали даже входить храмы и синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Многие из мытарей пользовались правом для своих нужд брать налоги сверх нормативных, что и являлось их заработком. Пользуясь этим правом, они часто брали большие поборы для своего обогащения.
И вот мытарь, осознавая свою греховность, просит у Бога только милости. И Господь оправдывает мытаря более, чем фарисея.
Почему же не оправдан «правильный» человек и оправдан грешник? «Ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» (ЛК.18.14)
Чему же учит нас это притча? Кто мы есть глазах Божьих — мытари или фарисеи?
Греческий философ Сократ сказал:» Человек, познай сам себя». Как познать, где ориентиры, где точка отсчета нашей жизни? У нас есть ответ — это Священное Писание и Предание Церкви, это жизнь и поучения Господа Иисуса Христа и житие и поучения святых отцов.
«Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призывавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках.
Ибо написано:»Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр.13-16)
Если мы сравниваем себя с грабителями, обидчиками, прелюбодеями, то возможно мы уже «возвысились», взобрались на какую-то кочку среди болота страстей — А дальше что? Остановимся, будем упиваться своей «святостью»?
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. О если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3.15-16)
Если мы устремлены к Господу и надеемся обрести вечную жизнь с Ним, то должны находиться в движении от силы к силе, ибо Бог бесконечен в благости и любви, то и мы должны возгораться от малой искорки — до серафимовского пламени любви ко Господу.
Жизнь — это движение многовекторное, вектор к Богу — бессмертие, вектор от него — тоже вечность, но вечность смерти.
Итак, если мы «горячи», то на пути к спасению; если «холодны», то у нас есть возможность осознать это и возгореться; но а если мы «теплы» — как фарисей, то жизнь остановилась — мы либо памятник самим себе, либо хладеющий труп.
Да и для мытаря оправдание возможно при условии, если осознание греховности приведёт к действию Закхея мытаря, который половину имения раздал нищим, а кого обидел, воздал вчетверо.
Давайте заглянем в свои сердца — кто мы — фарисеи? мытари? или ни то ни сё (теплохладные)? И осознав, где мы и кто, двинемся к спасительному маяку Божьих заповедей, обретая на пути плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.
«На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.» (Гал.5.22-26)
Да поможет нам в этом Господь, Богородица и все святые. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.