Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В память вечную будет праведник», – в полной мере эти слова можно отнести к святому пророку и Крестителю Христову Иоанну. Чтобы убедиться в его достоинстве достаточно свидетельства Самого Господа: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11). Подлинно он жил как ангел, возвысившись над всеми нуждами, проводя все время в песнях и молитвах, удалившись от общества людей, непрестанно беседуя с одним Богом. И сегодня Святая Православная Церковь чтит память усекновения главы Иоанна Предтечи, о чем и повествует Евангельское зачало, читаемое на литургии.

В Евангелии повествуется о том, как царь Ирод, услышав о проповеди Господа, говорил, что «это Иоанн, которого я обезглавил, он воскрес из мертвых» (Мк.6,16), ибо до этого Ирод заключил его в темницу за то, что он обличал Ирода за брак с Иродиадой, женой брата. По иудейскому закону человек имел право взять жену своего умершего брата, для того, чтобы восстановить род усопшего. Это было позволительно в том случае, когда после смерти брата не оставалось наследника. Царь Ирод, взяв жену брата своего Филиппа при его жизни, нарушил это установление. Он боялся убить заключенного в темницу Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк.6,20). Однажды, по случаю своего дня рождения, Ирод устроил пир для вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских. Во время пира дочь Иродиады плясала и этим угодила присутствующим. Царь клялся девице исполнить любое ее желание, даже отдать ей полцарства. Дочь, по совету своей матери, просила главу Иоанна. Ирод ради своей клятвы не мог отказать девице. По его приказанию Иоанну отсекли главу и принесли на блюде дочери Иродиады.

Так Предтеча Господень пострадал за свою ревность о Господе, за свою ревность о правде: «Венец пророков убиен от беззаконного царя». И своими поступками Величайший рожденный между женами научает нас не кривить душой во всех проявлениях нашей жизни. «И ныне снова беснуешься Иродиада», – говорит нам святитель Иоанн Златоуст.

Всмотревшись в свою душу, мы найдем качества, присущие этой женщине, найдем мы ее зависть, ее ненависть к чужим добродетелям, нетерпимость к правде, исходящей из уст праведника, а праведник этот призывает только лишь покаяться в грехах и исправить свою жизнь. «Не должно иметь тебе жену брата твоего» (Мк.6,18), не должно нам иметь и других грехов, а которые имеем, в тех покаяться. С покаяния начал свою проповедь Иоанн Креститель. «Покайся и веруй во Евангелие», – призывает Господь. Покаяние – это самое великое дело христианина. Только покаявшись, мы можем войти в Царство Небесное. Покаянию и плачу о грехах научают нас все святые Отцы Церкви.

Во святом Крещении мы смываем с себя ветхий Адамов грех, облекаемся во Христа. Но в последствии, по немощи человеческой, впадаем опять в разные согрешения, которые по милости Божией можем очистить покаянием.

Итак, покаяние для нас есть второе Крещение, омытие согрешений. Покаяние, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, есть делание, имеющее окончание в будущей жизни, то есть в Царствии Небесном. Это путь, которым шли миллионы святых. Только искреннее раскаяние, искреннее сокрушение во грехах, приведет нас к вечной жизни. В Святой Православной Церкви Господь установил таинство Покаяния, в котором он видимым образом чрез своих служителей – иереев отпускает нам грехи.

Так послушаемся же слово святого Иоанна Предтечи и покаемся в своих согрешениях пока время благоприятно. Да его святыми молитвами пред Престолом Божиим, даст нам Господь образ покаяния и по его кончине сподобит Царствия Небесного. Аминь

протоиерей Георгий Малов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.