Сегодня мы совершаем великий праздник святой Троицы. Наше спасение произошло на Кресте, но когда оно произошло, ученики Христовы не очень изменились, они испугались, рассеялись и даже стали ещё слабее. Потом Господь воскрес, они возрадовались, но тоже остались теми же, какими были раньше. Потом Он вознесся на Небеса, и они смотрели, как Он возносится, и оставались теми же самыми. Изменились они в день Сошествия Святого Духа. Читая книгу Деяний, мы видим большую разницу между тем, какими они были прежде, и тем, какими стали с того момента, когда сошёл на них Святой Дух.

Праздник Духа Святого — это праздник Церкви, потому что не бывает церковной жизни без Духа Святого. Где Его нет, там и нет Церкви. Мы с вами веруем «во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», это слово «Святую» иногда может приводить нас в некоторое недоумение. Глядя на себя самих и на тех, кто стоит рядом с нами, хочется порой спросить: где же эта Святая Церковь, если она состоит из нас, а мы далеко не святые? И вся жизнь Церкви несёт в себе ответ на наш вопрос. Дух святой, которым она освящается, не только присутствует в ней, но и действует в нас вопреки нашим немощам. Через церковные Таинства, через наше стремление жить благочестивой жизнью, через то, что мы каемся в грехах и обращаемся к Богу в молитве — мы так или иначе усваиваем ту освящающую благодать, которую посылает Господь в тело Церкви. Всякий наш шаг навстречу Богу влечёт за собой ещё больший Его шаг навстречу нам.

Там же, где люди делали только внешнее и Дух Святой не мог в них проникнуть, откалывались, отламывались от Тела Церкви и образовывали что-то другое, где вроде бы есть Евангелие, есть вера в Христа, есть какое-то подобие законной, церковной организации, нет только самого главного — принадлежности к истинной Церкви Христовой.

Сегодня день рождения Церкви Христовой. Тот день, когда она была явлена на земле, когда сошел Святой Дух на апостолов. Не тогда она появилась, когда апостолы пошли за Христом. Не в то время, когда они Его с благоговением слушали. И даже не в тот период их жизни, когда они впервые проповедовали Евангелие. И в наше время все это может быть и бывает вне Церкви. Можно вне Церкви читать Евангелие, можно распространять

его вне Церкви, можно уверовать во Христа и проповедовать тоже вне Церкви. Церковь явилась тогда, когда на учеников сошел Дух Святой. И увенчал все, что они делали. Спасение, — говорит апостол Павел, — зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16). И не обязательно количество затраченных нами усилий принесет нам то же количество благодати. Дар благодати — это милость Божия. Но в том наша роль в своем спасении и состоит, чтобы держать для благодати Божией двери открытыми. Чтобы мы это святое место, которое пусто не бывает, не занимали чем-то другим. Иначе мы не дадим Духу Святому место в нас действовать. А он действует и сейчас в Церкви Христовой, и будет действовать в ней всегда, вопреки всем нашим немощам. Он и действовал в ней всегда, во все времена, как бы они не были тяжки, как бы не оскудевало благочестие, как бы не умалялась и не искажалась духовная жизнь. Тем Церковь истинная и отличается от церкви ложной. Далеко не так мы с вами живем, как нам следовало бы, не так поступаем, как Господь нас призвал, не делаем то, к чему Он нас призвал, и не так это делаем. Но если мы здесь, если мы стараемся, если мы делаем хотя бы что можем, то Господь нас научит и покажет, что мы еще можем сделать. В отличие от какой-нибудь другой церкви, которая тоже называется христианской, где можно узнать об истинной духовной жизни только из древних книг. А книга есть книга, и из духовных книг невозможно ничему научиться, не имея живой связи с той реальностью, о которой в них говорится.

В этот день мы с вами на коленях просим помощи Божией и Его милости. Будем просить Его с полной верой, помня, что Господь нас слышит всегда. Не только когда мы к Нему обращаемся, но даже когда мы забываем о Нем, Он тоже нас слышит. Но только мы не всегда к Нему так обращаемся, что способны принять то, о чем просим. Блаженный Августин говорит: «Возлюби Бога, и делай, что хочешь». Это значит, что если мы действительно любим Бога, если мы по любви к Господу поступаем в жизни и устраиваем свой внутренний мир, — мы и будем хотеть того, что угодно Богу, и будем служить Ему. А если это не совсем так, услышим, что Христос говорит: Если чего попросите во имя Мое, то Я сделаю (Ин. 14, 14). Имя Его — Спаситель. И во имя Его — значит, во имя спасения. То есть если мы просим о чем-то ради спасения, мы обязательно это получим. Но только если действительно ради спасения просим — не ради какой-то

нашей программы, которую мы сами себе придумали, не так, что «Ты дай мне это, а я тебе сделаю то». Получим, когда будем просить то, чего не хватает нам для спасения, то, для чего мы не находим в себе сил или решимости. Беда наша не в том, что не знаем, Кого и о чем просить, а в том, что не просим.

Будем молиться Святой Троице, чтобы Дух Святой в нас вселился, и очистил от всякой скверны, и спас души наши, помня, что тогда Бог действует в нас, когда мы в себе даем Ему место. Аминь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.