Святитель Иоанн Златоуст по праву занимает место среди величайших учителей Церкви за всю ее историю. Его богопросвещенность и талант ритора дали возможность христианам бо́льшего постижения откровения Божия, зало-женного в Священном Писании и руководствовании им в своей повседневной жизни. Множество его произведений на различные темы духовно-нравстен-ной, внутреннецерковной и социальной жизни, токование Священного Писа-ния, различные полемические труды говорят о его богатейшем духовном мире, появление которого невозможно без настоящей веры и тесного богообщения. Не даром дано ему такое наименование Хризостом, что с греческого значит Златоуст. Практически все самые блестящие церковные ораторы всех веков христианства уступают этому великому проповеднику. Если он находил что-нибудь справедливым, необходимым высказать, то никакие посторонние со-ображения не могли воспрепятствовать ему в этом. Он не знал сделки с сове-стью, не налагал молчания на уста, если нужно было говорить. Его пронзи-тельное слово, дышащее любовью, до сих пор обличает и просвещает христи-анский мир, только по имени таковой, но в подавляющем своем большинстве погруженный в бездну беззакония; оно в каждом слушающем человеке вызы-вает подъем его духовных сил, приводит его на путь возрождения.

Родился Иоанн в Антиохии около 347 года в семье чиновника. Его отец умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Пи-сания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших фи-лософов и риторов. Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Четыре года Иоанн провёл, живя в пустыне, два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Однако, для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский руко-положил Иоанна в сан диакона. 386 году Иоанн был рукоположён во пресви-теры. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двена-дцать лет он дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме.

Еще начиная со своей жизни в пустыне Иоанн начал писать свои произ-ведения на духовные темы. Он написал несколько книг в защиту монашества, о священстве, толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Его творения и ныне являются истинно питательной пищей и благодат-ным светом. Как поучал жить Златоуст, так и жил сам. Слово и дело не расхо-дилось у святого проповедника, который «во свидетельствование истины сно-сил всеобщий укор и хотел быть оправданным пред лицом Бога», не заботясь о суде мира. Но мир, когда-то гнавший его, его же и признал своим светиль-ником, стал искать истины и уроков христианской нравственности не только в его творениях, но и в его жизни, которая показывает всем дивную высоту христианского совершенства.

Отдав всего себя на служение Богу и Его Церкви, пройдя тяжелый путь жизни, закончившейся смертью в изгнании, Златоуст покидает земную юдоль с благодарностью Богу: «Слава Богу за все!» – таковы последние слова изгнан-ника-святителя, испившего полную меру страданий, одной капли которой до-вольно, чтобы вызвать у большинства считающих себя верующими ропот уко-ризны и возмущения против Промысла Божия. Поистине, он является «све-тильником мира, учителем вселенной, столпом и утверждением Церкви».

Его же молитвами, Господи, помилуй нас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.