Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Сегодня, в середине Великого поста, в Церкви совершается поклонение образу Креста Господня. Поклоняемся же мы образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24:30), разумеется Крест. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение.

Христос первым берёт на Себя крест. Берёт Себе крест самый страшный, самый тяжёлый, и самый позорный. Он призывает нас только следовать за Собой. Он идёт первым. Мы лишь идём по предложенному Им нам пути.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8,34). В этих словах предлагаются три условия, кои надобно выполнить тому, кто хочет быть не своим, а Господним. Надобно, во-первых, отвергнуться себя; надобно, во-вторых, взять крест свой; надобно последовать за Господом. Вот лествица, вот главные ступени к Небесам!

Отвержение себя, которого требует Господь наш, в христианине простирается до возненавидения себя, как прямо и ясно написано о том в Евангелии: «Кто не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик» (Лк. 14:26). Как возненавидеть себя? Познанием самих себя. Ибо в грешнике, каковы все мы, немного такого, что можно любить, и крайне много, за что должно себя ненавидеть.

Что же нам сделать для того, чтобы взять на себя свой крест?

«Чтобы взять на плечи крест, надлежит прежде всего отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – несовершенным неразумением и, наконец, предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей. Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего» – наставляет святитель Игнатий Брянчанинов.

А взять его с желанием, с готовностью, с верой?

Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии. Господь взял на себя Свой Крест по Своей безмерной любви к человечеству: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).

И мы должны вдохновляться силой этой жертвенной любви Божией. Христос отдал за нас Свою жизнь. И мы должны принести Ему ответную жертву. Пожертвовать, чтобы опять получить от Него гораздо больше – душевный мир, радость, счастье. Всё это призвано преисполнить нас решимостью умножить наши духовные силы для победы над невидимым врагом.

Крест – это наше боевое знамя. Мы все движемся к намеченной цели. Цель эта – Светлое Христово Воскресенье, победа Христа над смертью и адом. Мы Им призваны войти в вожделенный рай, Царствие Небесное. Это возможно, только исполняя послушание воле Господа, – смиренно и терпеливо.

В дни Крестопоклонной седмицы будем чаще взирать на Господень Крест. Пусть он исполнит нас вдохновения, решимости и сил так же идти путём крестоношения. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.