В истории Церкви есть много примеров покаяния грешников. Некоторые из таких людей даже прославлены Церковью.

Подвиг покаяния Марии Египетской настолько велик, что Церковь определила совершать её память в последний воскресный день Святой Четыредесятницы для нашего назидания. Её жизнь можно поделить на две части. Первая, от юности – греха, а вторая — покаяния.

Жизнь её весьма поучительна, можно назвать «великим переходом», от отчаяния к радости, от слов к делу.

Краткое житие Марии Египетской.

Она была очень красивой девушкой, что стало для неё непосильным бременем. В возрасте 17-ти лет потеряла свою невинность и познала всю бездну плотского греха. Семнадцать лет она жила одними страстями, без всякого ограничения предаваясь блуду. Она буквально утопала в грехах и являлась дочерью геены и погибели. Надежды на её спасение, казалось, не было никакой. Мария по своим тяжким делам подлежала осуждению. Но, Господь явил на ней Своё милосердие. Произошло это следующим образом.

Однажды Мария увидела корабль, который собирался отплыть в Святую Землю из столицы Египта Александрии. Путешественники отправлялись до Иерусалима к празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с ними отправилась и Мария. Не потому что осознала греховность своей жизни, а потому что неведомая сила влекла её к духовному преображению. Прибыв во Святой Град, Мария вместе со всеми отправилась в храм Воскресения Христова. Побуждаемая любопытством, Мария вместе с богомольцами попыталась войти в храм. Однако неведомая сила задержала её. Это стало толчком для покаяния. Великая грешница вдруг увидела себя со стороны и ужаснулась. Она подает на колени перед иконою Богоматери, и обливаясь слезами, просит о прощении. Молитва раскаявшейся грешницы была услышана. Она вошла в храм, чтобы выйти из него уже другим человеком.

Получив откровение идти в пустыню за реку Иордан, Мария отправилась к месту своих будущих подвигов, где провела 47 лет в полном самоотвержении, беспощадном самообвинении, посте, молитве и покаянии. Трудно себе представить, с чем ей пришлось столкнуться, и какие усилия приходилось предпринять над собой. Огромный труд, великий подвиг, неимоверное усердие, пока пелена не спала с её глаз, и пока она не увидела мерзость и безобразие своих грехов. Покаяние изменило её жизнь, произошло чудо – из великой грешницы она стала великой подвижницей и одной из самых великих святых. Палестинский монах Зосима встретил в пустыне уже не женщину по имени Мария, а ангела во плоти. Она исповедовалась и причастилась Святых Христовых Тайн с желанием и любовью, после чего отдала свою душу Богу.

Кажется, настолько невероятна та перемена, которая произошла в её жизни. В окружающей нас жизни гораздо чаще встречаются другие примеры. Видим падения, но не видим покаяния. Видим любовь ко греху, но не видим любви к добродетели. Видим отпадение от Бога, но не видим возвращение к Нему.

И ей и нам становится понятным, что Христос распят за всех нас, что Его смерть омыла наши грехи и что, умерев, Он вырвал у смерти её «жало». В это надо верить. Мы все попадаем в беду по своей вине и расплачиваемся. Почему попадаем в беду? Потому — что пытаемся устроить всё по своему, ведём себя так, словно никому, кроме самого себя, не принадлежим. Мы мятежники, отклонились от правильного пути, нам надо сдаться, попросить прощения, начать заново, сделать шаг назад – это будет называться покаянием. Покаяться – значит отречься от самомнения и своеволия. Покаяться – значит убить часть самого себя, пережить какое-то подобие смерти. только плохой человек нуждается в покаянии; только хороший человек может покаяться по-настоящему. Покаяться – значит вернуться к Богу.

Когда мы приходим в Церковь, в нашей жизни должна произойти очень серьёзная перемена. Какая перемена? Она показана в Священном Писании. Внимательно посмотрим, что происходило с людьми, которые принимали проповедь Господа Христа, потом, проповедь

апостолов, то увидим, что люди переосмысливали всю свою жизнь и начинали жить совершенно иначе. Это не значит, что все себя считали святыми, но это означает, что все стремились к святости и воспринимали это как норму жизни. Притом, древние христиане прекрасно понимали, что святость, которую они должны стяжать, — это не какие-то особые благодатные дарования, не внешнее свидетельство об их жизни, а те дела, которые подобают святым, то состояние ума и сердца. И, не в коем случае, вчитываясь в житие Марии Египетской, не должна в нас зародиться мысль, что можно не ходить в Церковь,(хотя мы не просто ходим в Церковь, а мы верим в неё), и что мы сами по себе, своими добрыми делами, чтением Священного Писания, и как кажется порой, сосредоточенной келейной молитвой, мы сможем достичь спасения. Никому не верьте, что без Церкви можно спастись.

Пусть служит напоминанием нам, пример Марии Египетской, которая спешила исповедоваться и причащаться Христовых Тайн, будучи великой при жизни чудотворницей. Примеры, святых угодников Божиих, да послужат нам к изменению себя.

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.