Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сёстры, ещё один воскресный день, приближающий нас к Великому посту, Неделя о блудном сыне, потому что за Божественной Литургией мы слышим одноименную евангельскую притчу. Эта притча является как бы центром всех евангельских притч, она о самом главном, о наших с Богом отношениях, о том, кто мы для Него и Кто Он для нас.

Церковная традиция учит нас отождествлять себя с главным героем этой притчи, с младшим сыном, который порвал отношения с отцом, ушел «на страну далече», расточил богатство, живя блудно, но пришел в себя, вернулся к отцу и был принят с большой радостью. Каждый из нас сегодня в какой-то степени чувствует себя на месте этого младшего сына, и хотя когда мы задумываемся о своих грехах в чем-то такое отождествление неприятно и скорбно, но надежда на покаяние вдохновляет и дарит приятное чувство, потому что вернувшемуся сыну в притче всё прощается, покаяние не только открывает ему двери отчего дома, но и даёт даже больше, чем он мог рассчитывать.

Действительно, с каждым человеком, который обращается к Богу с искренним покаянием, кто приходит к Небесному Отцу, происходит подобное. Блаженный Феофилакт Болгарский, известный толкователь Евангелия, видит в том, что происходит с младшим сыном по возвращении домой, образы нашего воцерковления. «Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его» (Лк.15:22) – это образ Крещения, сейчас это образ не так очевиден, потому что далеко не всегда принимающие Кещение одеваются в белые одежды, тем не менее, слова апостола Павла «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27) поются не только при Крещении, но и в дни великих праздников.  Далее: «и дайте перстень на руку его» (Лк.15:22) – это печать и залог даров Святого Духа, что мы получаем в Миропомазании. Даётся также «и обувь на ноги» (Лк.15:22) – это готовность благовествовать и служить на пользу ближним, «ибо отличительное свойство христианина быть полезным для других», замечает блаженный Феофилакт.  Дальнейшие слова отца в евангельской притче «приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк.15:23) – это, конечно, образ Причащения, образ радости от покаяния, от возвращения, от общения с Богом в таинстве святого Причащения.

Поскольку практически у каждого из нас, стоящих в храме, есть опыт покаяния и возвращения в отчий дом, опыт радостного общения с Богом в таинствах, нам приятно отождествлять себя с младшим сыном в евангельской притче. Поэтому мы редко задумываемся, не похожи ли мы на другого сына из этой притчи, на старшего? Пройдя определенный путь нашей церковной жизни, когда мы регулярно причащаемся, не допускаем серьезных проступков, не «уходим на страну далече», а каемся на исповеди чаще в каких-то мелочах, мы, случается, теряем опыт яркого переживания обращения, и в какой-то степени становимся похожими на угрюмого и безрадостного старшего брата того блудного сына. А почему он в притче такой? Почему не радуется за брата, почему завидует ему, почему ропщет на отцовскую щедрость? Возможно потому, что он утратил ощущение сыновства. Он так старался быть хорошим сыном, что в итоге стал хорошо знать, что такое «быть хорошим», но забыл, что значит «быть сыном». Видимо, он хорошо знал права и обязанности работника и работодателя, что наложило свой отпечаток на его отношение к отцу, на которого он сердится как усердный работник, заслуживающий премии, на работодателя, не исполняющего свои обязанности. «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк.15:29), – говорит он. Отцу в притче приходится ему напоминать, что он не наемный работник, что отношения между ними не основаны на расчёте, что он не оказывает отцу услуги, а отец не вознаграждает за труды: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое» (Лк.15:31).

Получается, что тайны сыновства, вот этой формулы «всё мое твое» не знали оба сына. Каждый из братьев отстранился от отца по-своему: младший физически удалился от отца, предпочтя сыновству наемнический взаимозачёт, а старший сын внутренне удалился, ведь он хоть и не уходил никуда, тоже выстроил с отцом отношения на основе взаимозачёта. Младший всё-таки вернулся, но что с ним было дальше, мы не знаем, как не знаем и того, произошли ли перемены в душе старшего сына, изменил ли он свое отношение к отцу и к младшему брату? Очевидно, притча не об этом. Хотя мы и называем эту притчу «о блудном сыне», хотя мы отождествляем себя порой либо с младшим сыном, либо со старшим, но главным действующим лицом в этой притче является всё-таки отец. Отец милующий и прощающий, не препятствующий неразумному сыну в его поисках счастья на стороне, но принимающий его возвращающегося, выходящий ему навстречу и радующийся его возвращению, а другому неразумному сыну говорящий «всё мое твое». Эта притча всё-таки о Боге, нашем Небесном Отце.

И что ещё очень важно, эту притчу о Небесном Отце нам рассказывает Сам Единородный Сын, Который и ученикам Своим, апостолам, сказал: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин.16:15), и в первосвященнической молитве Богу и Отцу говорил: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин.17:10). Он не просто рассказал нам притчу о Боге и дал представление о взаимоотношениях человека и Бога в образе взаимоотношений отца и сына. Он не просто учит нас обращаться к Богу словом «Отче». Он действительно усыновляет нас Небесному Отцу, Он «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). При этом образ истинного сыновства Он показывает нам в Самом Себе.

В чём же состоит истинное сыновство? В том, что сын во всём похож на отца. В жизни дети бывают в чём-то похожи на родителей, а в чём-то не похожи, но именно те черты (не только внешние, а в значительной степени внутренние: характер, образ мыслей, идеалы), которые делают сына похожим на отца, и вызывают такую оценку, которая формулируется в выражениях «яблоко от яблони» или «вот истинный сын своего отца». Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, во всём похож на Небесного Отца. «Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9), – свидетельствовал Он апостолам. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11).

А что же насчёт нас? Как нам, усыновлённым Небесному Отцу, быть с нашим сыновством? Очевидно, уподобляться Ему в том, что мы видим в Нём. Сын Божий учит нас, как быть похожими на Отца: «люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44-45). И ещё: «благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего…, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:35-36).

Вот почему прочитанная сегодня евангельская притча о блудном сыне не только и не столько о блудном сыне, покаянии и обращении к Богу, сколько о Самом Боге, о нашем милосердом Небесном Отце, о том, что Он идёт навстречу кающемуся, принимает его и радуется о нем. И если понимать эту притчу в свете заповеди быть похожими на Небесного Отца, то становится понятно: обращение к Богу, покаяние, не будет подлинным, если мы не будем стараться быть похожими на Бога в его прощении. Для того чтобы нам быть божиими детьми, нам необходимо не только просить прощения, но и давать прощение. Это два крыла, которые оба нужны нам для движения на пути нашей жизни (в общем смысле) и для того, чтобы как подобает пройти путь приближающегося Великого поста (в ближайшей перспективе).

Да поможет нам в этом милосердый наш Небесный Отец со Единородным Своим Сыном и Святым Утешителем Духом!

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.