Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, когда мы достигли середины великого поста, Церковь совершает особую память, и для поклонения верным чадам своим полагает в центре храма изображение Честного и Животворящего Креста Господня. Потому и воскресный день получил название Недели Крестопоклонной.

Поклонение Кресту с воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса еще впереди, еще три недели до Страстной Седмицы, но и сегодня в центре нашего внимания – Распятый Господь и Животворящий Крест. Конечно, в Христовой Церкви ничего не совершается напрасно и без причины. Поклонение Кресту в середине Великого поста Церковь учредила для утешения, укрепления и назидания верных своих чад.

Утешает нас Святая Церковь, ведь во время поста мы часто скорбим от своих немощей телесных и душевных. Даже для здорового человека соблюдение поста является трудом, некоторым бременем, которое надо понести, чтобы время Великого поста не прошло впустую, а было плодотворным. Как человек, который занимается спортом, должен дать своему телу нагрузку, порой до изнеможения, чтобы тренировка принесла пользу, а не была пустым времяпровождением. Так и время поста, время «духовной тренировки» пройдет с пользой, если в труд войдет не только душа, но и наше тело. Что же говорить о тех, кто, имея различные болезни, изнемогает больше, чем здоровый человек, кто настолько не может понести бремени поста, что нуждается в послаблениях касательно питания. И вот смотрим мы, обделенные пищей и приунывшие, на Крест Христов, слышим евангельский голос Спасителя: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:35-36), и утешаемся. Решаемся собраться с силами и пройти дальнейший путь Великого поста.

Только вот сил собственных часто не хватает как телесных, так и душевных. Порой нам кажется, что подводит нас наше тело, и не может вынести трудностей поста. Порой кажется, что житейские обстоятельства не дают нам соблюсти пост как следует. Порой даже при строгом соблюдении поста в пище, мы замечаем, что на нашем духовном фронте, увы, без перемен, а то и хуже: поддавшись какому-нибудь искушению, впадаем в грех и начинаем думать, что все труды напрасны, пост «насмарку», исправлений нет и не предвидится, и вообще «зачем вот это всё?». И вот смотрим мы, обессиленные, на Животворящий Крест Господень и укрепляемся словами, которые обратил некогда Господь к апостолу Павлу «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Порой не требует от нас Господь, чтобы мы сами, своими силами сделали нечто подвижническое, нечто духовно-прекрасное, а хочет, чтобы мы были с Ним, следовали за Ним: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

И для нашего ума, неизменно стремящегося разузнать, зачем и и почему всё происходит, с какой целью что-то делается, тоже сегодня есть пища и назидание. Взирая на Крест Господень, мы видим Распятого на нем нашего Господа и воспеваем его крестные страдания как спасительные для нас и для всего мира. Для нас, значит, для каждого из нас лично. Но зачем спасать того, кто не

погибает? Не бросают спасательный круг тому, кто в безопасности. Если мчится машина «скорой помощи» или пожарная машина по городским улицам со звуковыми и световыми сигналами, значит, где-то беда, значит, кого-то нужно спасти. А если таких машин несколько, значит, произошло что-то настолько ужасное, что можно назвать катастрофой. Как же назвать такое состояние человека и человечества, что для спасения с небес на землю сошел Сам Бог, стал человеком, пострадал на Кресте до смерти, умер и воскрес? А ведь мы порой и не задумываемся над этим. И вот нам Церковь даёт повод задуматься, поразмышлять над своей жизнью, которая нам кажется совершенно обычной, ровной и спокойной, в которой, может, и есть мелкие прегрешения, но ничего сверхкриминального и богомерзкого не происходит. Но вот именно из этого «ничего» нас и хочет спасти Господь Иисус Христос, иначе мы не называли бы его Спасителем. Дело в том, что грех – это не всегда и не обязательно такое преступление, которое мы склонны называть смертным грехом. Грех – это «огрех», промах мимо цели, стежок мимо ткани, кирпич мимо стены, чай мимо чашки, если в бытовом смысле, а в духовном – поступок мимо Бога. Но мимо Бога может пройти вся жизнь, даже если она вполне приличная, когда человек никому ничего плохого не сделал и «никого не трогает». А ведь если человек проживет жизнь мимо Бога здесь, на земле, то вот это «мимо Бога» может оказаться и его вечной участью. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38), — слышали мы сегодня в евангельском чтении.

И вот сегодня, братья и сестры, приняв от Святой Церкви утешение, ободрение и назидание, с благодарностью будем совершать поклонение Честному и Животворящему Кресту. Пройдём дальнейший путь поста бодро, чтобы были наши труды трудами покаяния с переменой ума (ведь слово «покаяние» и означает перемену ума), который мы устремим к Богу. Достигнем путем поста и покаяния воспоминания спасительных страданий Христовых и света Его Воскресения в эти постные дни, чтобы запечатлелись плоды наших трудов в сердцах и на всю оставшуюся жизнь. Воспоем сегодня: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!». Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.