Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан…»

Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и, наконец, говорит евангельская притча, «пришел в себя» (Лк. 15, 17).

Что значит «пришел в себя»?

Он в один момент почувствовал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почувствовал, что живет порабощенный на стране чуждой и не имеет подлинной настоящей жизни.

В мыслях он приготовил, для умилостивления отца, сознание греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение о причислении уже не к семейству отцовскому – к числу отцовских рабов и наемников.

Младший сын, по изъяснению святых Отцов (см. толкование блаженного Феофилакта), может быть образом и всего падшего человеческого рода и каждого человека-грешника.

Следующая часть имения меньшему сыну – дары Божии, которые имеет каждый человек, особенно христианин. Главные из Божиих даров – ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается свободная воля,которым Бог почтил человека.Дальняя страна – жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения – истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа делами греховными. Нищета меньшего сына: это – пустота души, образующаяся от греховной жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит,что из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для покаяния необходимы: видение своего греха,сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Когда кающийся произнес исповедание греха, милосердый Господь повелевает рабам – служителям алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень – свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и небесною, обуть ноги его в сапоги, чтобы деятельность его была охраняема от духовного заблуждения прочными постановлениями – такое значение имеют сапоги – заповедями Христовыми. В довершение действий любви поставляется для возвратившегося сына трапеза любви, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству, приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшего человечества с самых минут его падения.

Евангельская притча – Божественное учение! (Свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл. «Поучение в неделю блудного сына»).

Святая Церковь установала всенародное чтение этой притчи перед наступающею Четыредесятницею. Что может быть более утешительно для грешника, стоящего в недоумении перед вратами покаяния, как не слово о бесконечном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Сказано что: «Бывает радость у Ангелов Божиих» даже «и об одном грешнике кающемся»(Лк.15:10).

Необходимо употребить время, назначенное святою Церковию для приготовления к подвигам святой Четыредесятницы, согласно его назначению. Употребим его на рассмотрение милосердия Божия к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше,чтобы исполнилась и совершилась радость Ангелов и человеков в совершении воли Небесного Отца! «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф.18:14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.