Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

   В преддверии Праздника Воздвижения Креста Господня хочется сказать, что есть два понимания церковных праздников и два отношения к ним: мирское и духовное.  Мирское понимание заключается в том, что мы не должны забывать событий, происходивших в древности, что мы собираемся в эти дни в Храме для того, чтобы «вспомнить» о них. Такое отношение к праздникам является плодом «идейного» или словесного понимания христианства. Оно сводится к определённым религиозно-нравственным идеям, о которых можно говорить, рассудочно верить им, и которыми можно даже загореться на некоторое время.

   «Идейное» понимание христианства – приговор для нас, оно убивает в нас настоящую христианскую жизнь. Самое худшее для нас – это если нас станут называть «идейными христианами». Поэтому мы должны вести борьбу с «идейностью» в христианстве, подавлять её в себе, бороться за иное, ДУХОВНОЕ понимание христианства.

   «Идейности» можно противопоставить духовное понимание христианства, которое исходит из того, что Христос принёс на землю не новую идею, а НОВУЮ ЖИЗНЬ, И БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ.

   «АЗ ЕСМЬ ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ» (Ин.11:25) Христос учил не разглагольствовать, а жить. Поэтому, если мы хотим следовать за Ним, мы должны жить во Христе. Он указал нам путь в этой жизни, и Сам Он есть путь и истина, и жизнь (Ин14:6). Он требует от нас последования Ему не словами, а делом: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф 11:29).

   Такое отношение к христианству обязывает нас к новому, не мирскому, а духовному пониманию праздников. Смысл их при таком понимании заключается не в воспоминании о прошедших когда-то событиях, а в духовном вхождении в то, что совершилось «нас ради человек, нашего ради спасения». Это полностью относится и к предстоящему Празднику.

   Если мы хотим воистину поклоняться Кресту Христову, сораспяться Ему – вот истинный путь христианина. К этому приводит нас Господь, когда говорит: Иже хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет (Мк. 8:34) Отсюда начинается христианство. Его начало – отвержение себя, борьба с живущими в нашем сердце страстями и сораспятие Христу на данном каждому из нас Господом кресте.

   Истинное поклонение Кресту начинается с той минуты, когда мы хоть немного, хоть чуть-чуть, начинаем работать над своею душою, бороться со своими страстями – завистью, гордыней, гневом; когда мы начинаем работать над тем, чтобы родилось в нас новое отношение к нашим ближним. Потому что отношение к ближним и есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть настоящий подвиг, это и есть христианство. А то, о чём мы чаще говорим, «загораемся» даже, это может быть и от диавола. Ведь и диавол знает о Боге, знает Священное Писание, но у него нет борьбы за Царство Божие внутри себя. А Христос пришёл для того, чтобы сделать нас сынами и дщерями этого Царствия.

   Если мы поистине хотим быть христианами, если мы хотим поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню, если мы верим, что Христос был распят на этом Кресте «нас ради человек и нашего ради спасения», то мы должны последовать Его слову, обращаемого к нам. А Он, Распятый, зовёт нас и сораспяться Ему на нашем кресте. Тогда мы воистину начнём христианскую жизнь, которая состоит не в идейности, не в красивых словах, а в действительном служении Ему, нашему Господу, и нашему ближнему.

   Святая Церковь перед Воздвижением останавливает наше внимание на значении Креста Господня, а также на тех крестах, которые каждый из нас должен нести, желает он того или нет.

   Господь раскрывает нам значение христианского подвига через Святое Евангелие: Аще кто хощет по мне идти, да отвержет себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24).

   Взятие своего креста, отвержение себя грешного и скверного и шествие за Христом – вот те основы христианского подвига, которые Церковь раскрывает нам сегодня, и в которых она считает необходимым ещё раз утвердить нас в этот предпразднственный день.

    В чём заключается наше делание? Прежде всего в том, чтобы взять свой крест. И если ты хочешь идти по пути этого делания, то бери именно тот крест, который дал тебе Господь. А между тем почти каждый из нас недоволен именно своим крестом.  Как часто мы жалуемся на него и говорим себе: «Всё сделаю, только не это». Это происходит от того, что мы в большинстве случаев не имеем настоящей христианской жизни, а живём «идейным» христианством, которое не может помогать нам в несении нашего креста.

   Для того, чтобы стяжать истинно христианскую жизнь, нам нужно прийти ко Христу, последовать Ему и поучиться у Него. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Если наше делание заключается в том, чтобы взять свой крест, то нам мало знать, что христианину нужен крест, надо ещё понести его, пройти с ним по Господнему пути.

   Как же нам нести свой крест? Святые отцы говорят, что для этого мы должны прежде всего вооружиться терпением, а терпение, по словам преп. Иоанна Лествичника, «есть предназначение себе и ожидание ежедневной скорби». Такое устроение есть залог того, что человек будет бороться и не падёт. Подобно человеку, исходящему на брань, он готов идти тесным путём и переносить всяческие трудности.

   Но нам мало знать, что терпение есть ожидание всякой скорби, что терпение есть тесный путь. Нужно ещё понять, в чём заключается источник встречающихся  в нашей жизни скорбей. И этому также может научить нас терпение, потому что оно есть «отсечение оправданий и внимание себе». Если со мной случится скорбь, я не должен в ней обвинять других и оправдывать себя тем, что если бы не тот или иной человек, то я бы не скорбел. Терпение мы должны иметь не на словах, не в идее, а в жизни; мы должны сделать его руководящим правилом нашей жизни.

   Терпение есть необходимое условие, без которого мы не можем понести данного нам Господом креста. Но в чём же состоит самый крест наш? Не в том, что мы бываем в храме и выстаиваем здесь данные службы. Ведь церковь есть «земное небо», она есть место, где мы приготовляемся к небесной жизни, а есть ещё и земля, на которую мы посланы Богом и которую часто забываем. И если нам порой бывает трудно молиться, и, если, стоя в храме, мы не чувствуем, что находимся на земном небе, то это потому, что мы не готовимся к этому в жизни, потому что на земле, на которую послал нас Господь, мы не понесли по-настоящему данного нам Господом креста.

   Где же наш настоящий крест? Прежде всего, в смиренном сознании наших грехов и при помощи Божией и Благодати, так же и при участии наших усилий изживания их. И, во-вторых, в том, чтобы переносить окружающую нас злобу, зависть и грехи всех наших ближних. Борьба со всем этим не на жизнь, а на смерть и есть истинное несение нашего креста.

   Борьба эта начинается с того, что живёт внутри нас, в нашей душе. Ибо если Царствие Божие внутри нас (Лк. 1721), то и вся греховная радость тоже в нас. Не смотри по сторонам, а помни о своей душе. Распятие своей души со всеми её страстьми и похотьми (Гал. 5:24) и непрестанное ощущение себя пред Господом – это одна сторона нашего креста. А другая заключается в преодолении грехов в окружающих нас людях. Видя их грехи, мы должны смотреть на них как на больных, требующих уврачевания, и уврачевание это мы должны совершить кротостью и терпением.

   Святые отцы говорили: «если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна.  Врачебное орудие есть краткое вразумление и долготерпеливое обличение.»  Бревно – это грубое обращение и резкие слова.

   Зачастую мы сами не несём своего креста, а своею грубостью способствуем тому, чтобы и окружающие нас бросили свои кресты. Это относится прежде всего к нашим семьям, к братьям и сестрам по спасению в нашем храме.

   Так часто приходиться видеть именно эти брёвна! На бревно можно ответить железом, а на железо уже и словесным убийством. И в бросании креста нашими ближними виноваты мы сами.

   А Господь требует от нас совершенно иного отношения к нашим ближним. Что из того, если другой согрешил, а разве ты не грешишь? Почему ты бьёшь, а не жалеешь? Ведь он уже и так много вреда себе сделал. Если мы по-настоящему верим в Христа и Его Крест, то простые слова для нас – взять свой крест и помочь окружающим нести их кресты. Очень многое зависит от нашего отношения к окружающим. Иоанн Лествичник говорит, что «один волк, имея беса помощником, может возмутить всё стадо, то и один премудрый брат, имея ангела помощником, может дать кораблю тихое плавание».

   Не для того говориться это поучение, чтобы вы послушали его, рассказали о нём своим ближним, и на этом закончили. Это будет пустословие. Давайте именно теперь, когда мы хотим поклониться Кресту Христову, осмотримся вокруг себя, заглянем в свою душу и мало-помалу начнём нести свой крест. Иже хощет по мне ити, да отвержет себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8:34).

   Давайте начнём хоть немного делать, а не говорить. Начнём хотя бы с того, чтобы смирить себя и промолчать при оскорблении. Каждый вечер, читая молитву святого Иоанна Златоуста, мы просим: «Господи, даждь ми смирение» – а это означает: пошли мне человека, который бы меня смирил. Идя по пути крестоношения, мы должны брать на себя не только свой крест, но и кресты окружающих нас ближних.

   Неся каждый свой крест со смирением и кротостью, будем в терпении отсекать всякое самооправдание, внимать себе, и тогда не на словах только, а на деле мы поймём, что означает Великая заповедь Господня: Иже хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет.

Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.