«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь Христова празднует Обрезание Господне.

Первые свидетельства об этом празднике появляются в начале IV века. Тогда Римская империя постепенно перестраивала весь уклад государственной жизни, согласуя его с христианской верой. Это был сложный период слома многочисленных языческих традиций и языческого мировоззрения. Празднование Нового года, перенесенное Юлием Цезарем на первое января, сопровождалось буйными оргиями. Святой Амвросий Медиоланский, глядя на то, как ведут себя в новогодние дни жители Милана, сокрушался: «Не напрасно ли я проповедовал среди вас христианство?».

Как мы видим, все это не перестает быть актуальным и в наши дни, когда добрый семейный праздник для многих превращается в повод для совершенной потери человеческого облика. Возможно, из желания оградить от участия в безобразиях христиан и отрезвить жителей империи от безудержного чревоугодия, Церковь установила первого января по старому стилю отмечать Обрезание Господне.

О чем же нам напоминает этот праздник?

Ветхозаветный праведник Авраам, призванный Богом оставить привычную среду и перейти в землю обетованную, заключил с Богом Завет. Аврааму и его потомкам за верность и абсолютное доверие Богу обещано покровительство и благословение Божие. Одним из знаков этого Завета Бог установил обрезание крайней плоти, которое совершалось над всеми мальчиками на восьмой день от рождения. В этом странном, на первый взгляд, действии сплелось много символов и смыслов. Но в первую очередь, как и многие ветхозаветные обряды, обрезание обращено к грядущему Мессии. Если в Рождестве Христовом для нас открывается тайна боговоплощения, то в обрезании святые Отцы видели Его вочеловечение. И действительно, – проливается кровь, предзнаменуя спасительные страдания Христа, и обнажаются все сокрытые уды, подтверждая всецелое принятие плоти человеческой родившимся от Девы Богомладенцем. Докеты и прочие еретики, утверждавшие призрачность человеческого тела Христа, лишаются оснований своим заблуждениям.

Исполнив, положенный Законом обряд, Спаситель отменяет необходимость его продолжения для своих учеников. Теперь в Завет с Богом человек входит через Таинство Крещения. Обрезание становится символом отсечения греховных страстей. Пророк Иеремия, обличая соплеменников, называл их людьми с необрезанным сердцем. И уже в первые дни новозаветной Церкви первомученик Стефан вторит ему, указывая своим мучителям на их необрезанное сердце и уши.

Борьба с греховными страстями становится основой духовной жизни христиан. Но, в отличие от ветхозаветной внешней праведности, христианин призван очищать свое сердце и ум, придавая духовной жизни крайнюю глубину. Мы призваны не к наружной «хорошести», а к восстановлению в себе падшего образа или, как говорили святые Отцы, к обОжению.

Одним из примеров восхождения на эту высоту, является поминаемый сегодня Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Он назван Великим, ни к кому не пристал так крепко данный эпитет.

Святитель Василий не был мучеником, семь лет был епископом, всюду и во всем преуспевал, был связан со светской властью, участвовал в общественной жизни. Но никогда не уступил в монашеском духе, испостился так, как будто он был в затворе, сохранял царственное спокойствие духа даже тогда, когда это было по-видимости невозможно.

В чем же секрет его величия, его способности переступать через все искушения, которым подвергалась его жизнь?

Душа Василия Великого неукротимо рвалась к Богу! И это подсказка для нас, живущих в мире, преисполненном искушений. Стремись душа моя к Богу и тогда благодать Божия, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, проведет тебя через все испытания к твоему Творцу! Аминь!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.