Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В книге Екклесиаста мы читаем мысль премудрого Царя Соломона, исследовавшего все, что есть на небе и на земле: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». (Еккл. 1, 9).

Но мы с вами сегодня отмечаем Праздник, в который произошло то, чего никогда не было прежде описываемого события и никогда не будет в будущем. Во-первых, Дева стала Матерью, а во-вторых, Матерью Бога.

Пришло время, предназначенное Богом к воплощению Спасителя, Христа Сына Божия и архангел Гавриил был послан в город Назарет к Пресвятой Деве с приветственными словами: «Радуйся, благодатная» (Лк. 1, 28). Он возвестил об Ее избранничестве к рождению Избавителя мира: «… се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Лк. 1, 31). Мария смутилась и хотела понять, как это возможно: «… како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Но услышав о всемогущей благодати Святого Духа, Она смиренно приняла свое предназначение: « се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38). Дух Святой сошел на Пречистую, и уготовал в ее чистой утробе вместилище для Единородного Сына Божия.  Афанасий Великий (в слове на Благовещение) говорит, что, запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога и образовала зачинаемого Младенца». Это и есть то новое, что явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

Обстоятельства празднуемого нами события имели важную, часто уклоняющуюся от невнимательных глаз,  символику. Соединение Божеского и человеческого естества совершалось Божественной силой, но имя архангела Гавриила так и переводится – «сила Божия». Город Назарет, где произошло освящение Девы Марии соединением Божественного естества, переводится «освящение». Месяц март, в который происходит Благовещение – это, согласно Преданию, именно тот месяц, в который земля впервые произвела растения, и вот, в первый раз неискусомужная Дева зачала.

Проникая сердцем в нынешнее таинство, удивляешься чуду Божьего промысла, но самое чудесное – Сама Мария, достигшая чистоты удивляющей и Ангелов, сподобившаяся, оставаясь Девой, стать Матерью Бога!

И если мы рассмотрим все, что есть во вселенной будем просить себе «знамения… в глубину, или высоту» (Ис. 7, 11); то не найдем более того, что было открыто устами пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14). Предугадать это было невозможно, хотя прикровенно Священное Писание говорило и об этом в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, через которые вышел и вошел один Господь. Ни святые отцы, ни Ангелы не могут объяснить этого чуда. И сама Матерь Божия произносит лишь: «Сотвори Мне величие Сильный»(Лк. 1, 49), – и ничего более.

Денница, увидев эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое таинство домостроительства о воплощении, тотчас был поражен завистью, отступил от Бога и, как молния, ниспал с небес. Таково мнение Максима исповедника, основанное на известном изречении апостола Павла: Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. 1, 6; вопросоответ 42 на послание к евреям).

Богородица, стяжавшая благодать быть Матерью Божией, стала и Матерью христиан. Она, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Она Матерь Бога по рождению Сына, а мы ее чада по всыновлению. Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к Своим чадам.

Моление теплое и стенa необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избaви нас, едина вскоре предстaтельствующая. Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.