Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пришло время Великого Поста, и Святая Церковь вновь зовет нас к покаянию.

Адам, где ты – спрашивал Бог согрешившего праотца? В дни великопостного воздержания мы особенно часто должны задавать себе этот вопрос. Где мы? На пути к Богу или суета века сего вновь погрузила нас в водоворот моря житейского? Стремление найти себя, что-то изменить в себе, призывает нас сосредоточиться, отсечь все лишнее. Отсюда и наши постовые ограничения.

 

Но телесное воздержание, хоть и важное, но все же лишь средство к духовной работе над своим сердцем.

К этой работе мы подготавливаемся заранее, за несколько недель до Святой Четыредесятницы. В предшествующие воскресные дни мы вспоминали Закхея, услышавшего от божественного Учителя: «Закхей, слезь, ибо Мне надлежит быть у тебя в доме». А что является для нас истинным домом, как не собственное сердце?

Слышали мы и о мытаре, который вышел из храма более оправданным, потому что имел смирение и не обманывался на свой счет.

Вспоминали блудного сына, попавшего в любвеобильное объятие отца, когда вернулся в свой дом с покаянием.

Святая Церковь приводила нам на память слова Спасителя о Страшном Суде, предстоящему каждому из нас. Это суд над нашим немилосердием.

Наконец, эти назидательные примеры завершаются евангельским предупреждением: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14). Как просто, казалось бы, Господь не ждет от нас многого, но сумев простить от всего сердца, мы уподобляемся Ему, прощающему каждого кающегося грешника.

Потому мы и собираемся сегодня в храме, что имеем желание получить прощение от обиженных нами ближних, и самим простить своих обидчиков. Но искренне просить прощение и прощать может только смиренный человек.

Для того, чтобы духовная жизнь не осталась без духовного плода, для того чтобы мы духовно росли, а не двигались из года в год по замкнутому кругу, необходимо смирение. Смирение – это соль, без которой все наши усилия могут оказаться испорченными. С одной стороны, смирение – это добродетель, приобретаемая молитвой и христианской жизнью. С другой стороны – это печальное понимание своего несоответствия Божьему замыслу. Много глубоких примеров такого понимания дает нам святой царь Давид в своей удивительной книге Псалтырь, которую мы будем часто слушать за постовыми богослужениями. Смиряя себя, давая честную оценку своему духовному состоянию, важно не впасть в уныние. Гордого человека видение своих немощей приводит в уныние, смиренного к молитве и упованию на милость Божию.

Одним из признаков духовного преуспевания является, виденье воли Божией во всех жизненных обстоятельствах, случающихся с нами. Такое видение – удел духовно совершенных людей. К этому необходимо нам всем стремиться.

Признаком духовного застоя является поглотивший современный мир порок осуждения. Между тем, Господь называет осуждающих лицемерами: «Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Как избавиться от осуждения? Святая Церковь предлагает нам в эти дни молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи… Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Видеть все свои прегрешения не в нашей власти,  поэтому и просим мы со святым Ефремом – зреть свои согрешения. Это не просто, это требует труда. И приводит к удивлению тот факт, что человек способен постигать все, что интересует его глаз и ум, но постичь себя зачастую оказывается неспособным. Но если мы не видим своего истинного состояния, то и каяться по-настоящему мы не способны. Признание своей немощи, как уже говорилось выше, приводит к смирению, которое в свою очередь отучает нас осуждать ближнего.

Пост – это прощение, сугубая молитва, стремление к добродетели. Великий пост – самое удобное время для погружения в вопросы духовной жизни. Потрудимся, приложим усилия для спасения души, для исправления, по мере сил, наших ошибок.

 Потрудимся, братья и сестры! Бог создал нас для себя, Он хочет в нас жить. Не потому, что по-другому не может, Он ни в чем не нуждается. Но хочет! Мы эту взаимную тягу чувствуем, и должны приготовить ему в своём сердце жилище. Блаженный Августин так и написал: «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.