Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с праздником и очень рад, что мы с вами вновь встретились здесь этим летом. В течение 7 лет мы встречались во время миссионерских сплавов, главной целью которых было посетить всех жителей труднодоступных мест Катангского района от Токмы до Ербогачена и дальше – Хамакара, чтобы дать возможность желающим принять участие в Таинствах Крещения, исповеди и Причастия.

Эта добрая традиция – плод наших искренних внутренних чувств: если бы мы не любили этот край и вас – тех, кто здесь живет, — мы бы сюда не ездили, потому что никто нас не заставляет этого делать. Со своей стороны, если бы вы не хотели, чтобы к вам кто-то приезжал, вы так тепло и хорошо нас не встречали бы.

Все это говорит о том, что мы друг друга любим, мы друг другу радуемся, являя тем самым самое главное – христианскую любовь.

Ведь кто такие святые? Это «возлюбившие много» (Лк. 7; 36-50). Они исправили свою жизнь, изменили ее по слову Христа, отреклись от всего, что им по-человечески и по-мирски было дорого, и с доверием и радостью пошли навстречу Богу, приобретая все то, что дорого Богу и что Он хочет нам дать и чему хочет нас научить.

Может быть, мы с вами не сразу понимаем, как этот путь для нас радостен. Но со временем, познавая себя, видя свои немощи и страсти, видя то, как деятельно, с помощью благодати Духа Святаго в Таинствах Церковных, с помощью нашего духовного чтения, богомыслия и осмысления собственной жизни, мы исправляемся. И тогда мы видим, что страсти могут отступить: не так уж безнадежно наше положение, когда воображение рисует нам картины, как невозможно наше исправление и как мы тонем в пучине греха, и никто не в силах нам помочь. И мы понимаем, что с Божией помощью все возможно: что невозможно человеку, возможно Богу. Для этого и существует святая Церковь.

Две недели назад мы праздновали Сошествие Святаго Духа на апостолов – рождение Церкви христианской. Тогда Дух Святой, по благословению Божию посланный от Отца Иисусом Христом, сошел на апостолов, их учеников и последователей и изменил этот мир через этих людей.

Нужно понимать, что все святые отчасти тоже апостолы, потому что каждый из них своим подвигом являл людям Христа, Его Истину и Его любовь. Именно их любовь стала семенем, а затем и плодом христианским. Благодаря им жизнь христианская продолжается до наших дней.

Мир, с его мнимыми радостями, удовольствиями и страстями, воюет на нас постоянно. Если бы он не обновлялся регулярно благодаря подвигу святых, благодаря их жертвенной любви, возможно, все живое и действенное потеряло бы способность к существованию.

Но в Евангелии сказано: «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12; 24). Поэтому, когда человек в своей

жизни «умирает» для всего земного, отрекается от собственного я, от своих желаний, прихотей, привычек и хобби ради Бога, он встает на путь святости. Ведь святой – это человек, который избрал для себя Бога как главную Ценность в жизни, отвергнув все остальное.

Мы с вами в современном мире тоже стараемся выстраивать свою жизнь по Закону Христову. Пусть нас не такое огромное количество, по сравнению с количеством всех людей, но мы являемся «солью» (Мф. 5; 13). Если эта соль исчезнет, то вест мир подвергнется разложению и исчезнет, потому что он будет просто никому не нужен: не будет присутствия Христа в людях, которые избрали для себя Христа и несут в жизнь Его Божественную любовь.

Все русские святые, в каком чине они ни были бы, являли собою образец – «икону» Христа. Каждый из них своей жизнью показывал одну из сторон Жизни Христа: Его служение, Его проповедь. Среди святых были и святые государи, и святые князья, и святые епископы, и святые монахи, и святые мученики, и юродивые. Все они с разных сторон раскрывали Образ Одного Человека – Иисуса Христа, уподобляясь Ему по максимуму, возможному для человека. Они были апостолами: несли христианскую веру и оставались верующими среди неверующих. Даже в самые благоприятные для развития христианства среди людей оставалось много дремучего, невежественного, суеверного, раскольничьего. Всегда были сложные времена, и святые были в них ярким свидетельством об Иисусе Христе в этом мире.

Надо помнить, чем определялось Православие для Руси. Первые русские святые – это страстотерпцы, князья Борис и Глеб, которые не захотели умАлить Истину Христову даже под страхом собственной гибели. Они не отступили от любви Христовой. И это стало определяющим для русского Православия – великодушие, желание ради Христа претерпеть все, что встречается на жизненном пути.

Если мы будем лучшими наследниками этой веры, этого подвига наших святых Бориса и Глеба прежде всего, Церковь наша будет процветать, а наш мир и наше общество будут добрее. Когда люди ради Заповеди Божией готовы умереть, это много значит.

Давайте будем подражать нашим святым и всегда помнить, что невозможно служить одновременно и Богу, и маммоне (Мф. 6; 24): все-таки в своем сердце нужно отдавать главное Богу.

Да, у всех нас есть слабости, у всех случаются падения. Но, упав, мы должны вставать и просить благодати Духа Святаго, просить помощи Пресвятой Богородицы и всех святых. И через нас Православие и святость на Руси будут живы.

Мы с вами – продолжатели дела русских святых. Как бы ни казались нам наши жизни мелкими и ничтожными, а мы сами себе – слабыми и недостойными, это действительно так.

С другой стороны, если кто-то вдруг начнет думать, что он уже святой и многого достиг, — значит, он пребывает в гордыне и прелести.

Один лишь Бог может судить о нас на пути к нашему духовному спасению.

Все мы призваны быть святыми и, я верю, уже «отчасти святые», потому что мы выбрали Христа и живем по Христу в этой жизни.

Да благословит вас Господь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.