«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую,
Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма
свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?
пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:28,29).
Ступая по земле Палестины, Господь совершал очень много чудес, которые вызывали неоднозначную реакцию в людях. До Христа многие болезни, как и сейчас, были неизлечимы, на примере слепоты или глухоты, а беснование было не заболеванием, а одержимостью злыми духами – бесами. Они вселялись в человека по Божию попущению, по Ему одному ведомым причинам. Демон имел ограниченную власть над телом одержимого им, потому что если б Господь позволил проявить больше власти, то злой дух легко бы убил страдальца, поэтому он заставляет его мучиться. Известно, что злой дух овладевает душой только с согласия человека, потому что он наделён свободной волей и употребляет её в совершении зла. Как мы видим по повествованиям евангелистов, одержимость в Израиле и за его пределами было частым явлением, что заставляет задуматься: почему?
Читая отрывок Евангельского сюжета, поставленного для размышления на сегодняшний день, заметно, что одной из причин этого недуга является любовь к греху. Человек, совершая грех, уподобляется бесам и привлекает их своей душевной нечистотой, а творящий добро соединяется с Господом и творит Его благую волю. Мы видим, что произошло дальше с евангельскими одержимыми, когда Господь исцеляет их, но демоны просто так не хотят быть изгнанными из людей, а просят позволить им войти в рядом пасущееся стадо свиней, и убивают их, потопляя в озере. Тогда «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:34), ибо их охватил страх. Страх от увиденного и произошедшего чуда над исцелением одержимых. Не радость возгорается в сердцах жителей той страны, что получили исцеление недугующие соплеменники, а сожаление о гибели свиней, которых по закону Моисееву евреям было запрещено вкушать. Впрочем, как говорят многие толковники этого места, что они могли не сами его вкушать, а продавать рядом живущим язычникам и от этого получать доход, потому что земля Израиля тогда входила в состав Римской империи.
Жители той страны попросили Господа уйти с их земли. Разве не ужасно, насколько человек становится далёким от источника жизни, Самого Бога. В Евангелии часто встречаются места, где Господа гнали, поносили, но это делали больше те, кто считал себя праведником, но на самом деле их праведность была мнимая. Святость Господа озаряла их сердца светом, но они не хотели принимать этот свет, потому что он изобличал их злобу, которая впоследствии проявилась в осуждении Господа на смерть. А вот кающиеся грешники с радостью шли к Господу, потому что признавали мрак греха в своей душе и хотели очиститься, что делали мытари и блудники. Очень жаль, что жители Гадаринской страны не поняли, Кто их посетил, потому и просили уйти Господа.
Так и мы, когда склоняемся на греховный путь, в какой-то мере изгоняем Бога из своей души, предпочитая свинскую жизнь. Поэтому святые отцы первым шагом христианской жизни называют отвержение благ земного мира. Свт. Иоанн Златоуст по этому поводу пишет в одном своём слове: «Добродетель состоит в том, чтобы презирать всё людское, ежечасно помышлять о будущем, не прилепляться ни к чему настоящему, но знать, что всё человеческое есть тень и сон и даже ничтожнее этого».
Нет ничего зазорного в том, чтобы нам пренебрегать благами этого мира, потому что, увлекаясь земным, мы, к сожалению, отворачиваемся от небесного мира, как Господь сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Исцелённые бесноватые, на собственном опыте познав злобу бесов, отвергли их склонность к греху и стали проповедниками истины, подобно апостолам возвещая Евангелие окружающему миру. Богу же нашему слава во веки веков, аминь!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: