С того времени Иисус начал

проповедовать и говорить:

покайтесь, ибо приблизилось

Царство Небесное (Мф. 4:17).

У Бога Слова нет напрасных и ничего незначащих слов. Каждое слово взвешено и имеет жизненную силу, потому что Бог есть, ― сама жизнь. И нарушение любого Божьего слова влечёт за собой тяжёлые последствия. Когда мы читаем Евангелие, тогда прикасаемся к жизни, если только слова, написанные там, работают в наших мыслях, желаниях, делах. Даже в самом маленьком Христовом выражении присутствует глубинный смысл, слова Бога живут и действуют вечно, сохраняя порядок во Вселенной, и руководят к спасению. Призыв к покаянию, не пустой звук, это обращённое к нам Христово пожелание, т.е. Божия воля. Часто слышишь речи христиан, которые хотят узнать волю Божию о них. И вот она звучит со страниц Священного Писания: покайтесь! Это слово-значение теряет свою актуальность, если оно остаётся без осуществления. Как же оживить Божий призыв, обращённый к нам, и узнать, что такое воля Бога? Надо привести в исполнение покаяние, которое подразумевает изменение, перемену мыслей, желаний, внутренних хотений, грех не сразу происходит, как говорит псалмопевец Давид: «Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие» (Пс. 7:15). Когда появляется малое желание преступить указание совести, сделать лёгкое нарушение заповеди, т.е. проявляются первые симптомы заболевания грехом, тогда происходит уклонение в сторону от правды Божией. Далее, грех усиливается, и человек уже перестаёт чувствовать его смертоносное воздействие и впоследствии порождает глубокое и сильное падение. Чтобы остановить этот противоестественный процесс, нужно избегать первых причин греха, которые зарождаются в человеческом сердце, как Господь говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ― это оскверняет человека» (Мф. 15:19,20). Покаяние предполагает уничтожение причин будущего беззакония, когда христианин стоит на страже своего сердца разумом, и блюдёт его, как только заметит склонность к нечистым пожеланиям, тут же отражает их молитвою и постом, с внушением сердцу добродетельных устремлений. Здесь требуется усиленный труд, по слову прп. Исаака Сирина: «Сердце достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого». Зачем нужно удаление от всего мирского? Да потому что «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», ― вещает божественный наперсник Христов (1Ин. 2:16). Наши чувства соприкасаются с предметами этого мира, которые сами по себе не имеют ничего скверного, но когда чувства со страстью начинают вожделеть эти предметы, тогда происходит сказанное Давидом заболевание грехом. Прп. Максим Исповедник так это объясняет: «Иное есть вещь, иное ― мысль, и иное ― страсть. Например, вещь есть мужчина, женщина, золото и так далее; мысль ― простое воспоминание о названных вещах; страсть же есть либо неразумная любовь, либо слепая ненависть к ним». Поэтому чтобы очистить сердце, необходим контроль над ним разума, возбуждение духовной любви к добродетели и во всём воздержание. Покаяние в себе и заключает постоянный, усиленный труд над своими чувствами и мыслями, которые как только почувствуют слабину, тут же устремляются к греховному воззрению на предметы этого мира. Многие при начавшихся трудностях бросают спасительную работу над собой, конечно, требуется мужество и решимость идти до конца. Каждый добрый труд всегда приносит плоды, а плоды веселят трудящегося, доставляя ему радость и утешение, а грех приносит только боль и разочарование, поэтому не нужно бояться вступать в подвиг борьбы. Нужно помнить всегда слова Христа: «Без Меня не можете ничего делать; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). С Господом человеку легко достичь покаяния, а без Бога у нас, один только грех. Господу Богу нашему слава, во веки веков, аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.