Притча о богаче и Лазаре

Сегодня мы слышали притчу о богаче и Лазаре. В этой притче Господь открывает нам, что бывает после смерти с теми, кто в терпении и без ропота переносит различные лишения в этой жизни и какая загробная участь уготована тем, кто проводит свою земную жизнь в развлечениях.

Из притчи мы узнаем, что когда богач попросил Авраама о помощи, тот ответил ему отказом: «… Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Основываясь на словах Авраама,  протестанты утверждают, что возносить молитвы об усопших нет смысла, так как «…между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»,  соответственно — и наши молитвы никак не могут повлиять на загробную участь других людей.

Никто не собирается спорить со словами Авраама и не умаляет его величие пред Богом, но если присмотреться внимательно к просьбе богача, то мы увидим, что богач просил помощи не у Бога, а у Авраама. А Авраам пусть и велик пред Богом, но всего лишь человек,  творение, а не Сам Творец. И, будучи творением, Авраам не может обладать властью над загробной участью умерших.

В Евангелии от Луки сказано: «… невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18.27), а в Евангелии от Матфея — «…просите и дастся вам…» (Мф.7.7). И если мы вникнем в заупокойные молитвы, которые возносятся священником на Литургии, панихиде или погребении, то увидим, что все молитвы об упокоении возносятся не к святым, а именно к Творцу, который имеет власть над живыми и мертвыми.

В чине погребения встречаются прошения к святым «В небесных чертозех выну доблии мученицы молят Тя, Христе, / егоже [или юже] от земли преставил еси вернаго [или верную], / вечных благ получити сподоби»(Канон, 1-я песнь) и Пресвятой Богородице «Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися души его»(Богородичен на Литии). Но опять-таки при внимательном рассмотрении этих прошений мы увидим, что в них мы просим святых и Богородицу не об упокоении усопших, а о том, чтобы они вознесли свои молитвы к Богу об упокоении усопших.

В заключение можно сказать, что наше поминание усопших основано на вере в милосердие Божие и Его возможности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.