В сегодняшнем Евангельском чтении говорится – долготерпев получишь обещанное.

Помните историю веры и долготерпения отца нашего Авраама и непреложность обетований Божиих ему?

Бог даровал Аврааму обетование, что от него родится сын, и что потомство будет многочисленно, как песок морской (см.: Быт.22, 17). Между тем Авраам и жена его Сарра по старости уже не имели естественной надежды на свое потомство. Авраам поверил Богу; ему родился сын, вырос. Но Бог повелел Аврааму принести его в жертву Ему. Авраам повиновался воле Божией. За такую его глубокую и твердую веру Бог клятвенно подтверждает Свое обетование о происхождении от него многочисленного потомства. Авраам вполне поверил обетованию, хотя и не дождался сам его исполнения, но получил исполнение в лице своего потомства.

Для чего же Бог клялся при Своем обетовании.

Как люди, когда возникают между ними сомнения, недоумения, споры, для прекращения их клянутся в истине чем-либо высшим, как бы призывая Его во свидетели и посредники своей правды, и люди верят такой клятве и прекращают свои споры, так и Бог, по примеру людей и для людей, данное Им обетование подтверждает Самим Собой, так как не имеет никого выше Себя, чтобы и данное словом обетование и клятва, как две непреложных для Бога вещи, имели для человека твердое утешение и непреложную надежду получить обещанное. Так было с Авраамом: он поверил Богу и получил обещанное Им. Так и мы, христиане, должны верить Богу и надеяться получить обещанное Им блаженство нам.

Среди бурь и искушений житейских надежда эта  должна быть для нас якорем спасения нашего.

Чем служит твердый и безопасный якорь для корабля во время бури на море, тем же служит для христиан, обуреваемых страданиями, надежда на исполнение Божественного обетования о вечной блаженной жизни твердо и искренне верующим в Господа Иисуса Христа: она вводит их во внутреннейшее – за завесу, где обитает Бог, в вечную жизнь, куда уже, как предтеча, за нас взошел великий Первосвященник не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека.

Начинается 4-я неделя Великого поста.

Мы вспоминаем прп. Иоанна Лествичника, который дал нам ступени небошественной лествицы добродетелей. Через добродетель долготерпения, о которой говорит апостол Павел, мы получаем смирение и высочайшее смиренномудрие: «Все сие выслушав, и с великою точностью и вниманием рассмотрев и сообразив, не мог я слухом познать блаженное чувство смирения; и потому, будучи последним из всех, как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей, т.е. слова их уст, определяя добродетель добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство, Божие именование; ибо Господь говорит: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, т.е. от Моего в вас вселения, и осияния, и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов» (Мф.11,29).

И в сегодняшнем Евангелии говорится о том, как Иисус изгоняет духа нечистого из одержимого бесом, а апостолы не могли это сделать. И когда они спросили у Него, почему они не смогли, Он ответил: «сей род» не может выйти иначе как от молитвы и поста.

Сам Господь после крещения постился сорок дней, тем самым уча нас поститься и молиться и через пост и молитву и покаяние бороться со своими страстями.

Яркий пример для нас святая Мария Египетская, иже память сегодня совершаем, ее борьба со страстями.

Для чего же Церковь напоминает нам о подвигах святой Марии? Для того, чтоб призвать нас к покаянию и показать торжество верующей души над греховными привычками и над грешной природой человеческой. В чем и как должны мы следовать примеру отшельницы? Господь хочет, чтобы и в семейной, и в общественной жизни мы готовы были жертвовать всем для исполнения христианских обязанностей, чтобы грешные желания и бесчестные намерения побеждались в нас крепкой силой веры и совести, которые воодушевляли первых подвижников христианства. Лишения, которые они добровольно переносили, должны и нас располагать к терпению в трудах и бедности, к умеренности и простоте жизни среди богатства. Тяжелая борьба грешницы с дурными наклонностями и страстями должна и нас укрепить в той внутренней борьбе со злом, которая невидимо происходит в душе каждого. Если мы выйдем из нее победителями, если нам удастся одолеть душе нашей порочные склонности и удалить искушения плоти нашей, то этим духовным подвигом мы так же верно угодим Богу, как угодила Ему святая Мария Египетская глубоким раскаянием и трудной жизнью в пустыне. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.