24 мая, по церковному календарю, святая православная Церковь воспевает и прославляет святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, своими трудами помогавшим древним славянам обрести православное богослужение на славянском языке, для благодарения и служения истинному Богу.
Во время иконоборческих греческих царей Льва Армянина, Михаила Травла и затем сына Михаила – Феофила в городе Солуне, в Македонии, жил знатный и богатый вельможа, званием воин – сотник, по имени Лев. Жену его звали Мария. Жили они благочестиво, исполняя все Заповеди Божии, и Господь им даровал семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.
Мефодий сначала служил, как и отец его, в воинском звании – воевода в славянском княжестве, Славения, бывшей под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку – как будущий в последствии духовный учитель и пастырь Славян. Прослужив воеводой около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал отдаляться от земного и всё больше устремлялся в свои мысли к Небесному. Когда царь Феофил воздвиг гонение на святые иконы, Мефодий, оставив воеводство и мирскую жизнь, уходит в монахи на гору Олимп, где с большим повиновением и покорностью старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.
Константин уже в младенческом возрасте проявлял нечто удивительное. Когда мать, по рождении, отдала его кормилице, он никак не желал питаться чужим молоком, но только молоком своей матери. Очевидно, благочестивая отрасль не должна питаться чужим молоком. С рождением Константина добрые родители дали обещание жить как брат с сестрой, как и прожили 14 лет до смерти.
Константин с малых лет отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Константин в
совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания Константин был прозван Философом (Мудрый).
Окончив учение Константин принимает сан иерея и его, чтобы удержать при царском дворе, назначают хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре он тайно покидает столицу и уходит в монастырь. Только через 6 месяцев его смогли найти царские слуги и, чтобы он вернулся, упросили его быть учителем философии в главном Константинопольском училище. Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось в прениях победить вождя еретиков – иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троицы с сарацинами и также одержал победу. Вскоре Константин ушёл в монастырь к своему брату на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Однажды император вызвал братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, где готовились к благовестию. Там братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами» и человека, говорившего по-русски, и стал учиться у этого человека говорить и читать на его языке.
Затем братья отправились к хазарам, где им пришлось вести продолжительные беседы с Хазарами, Евреями и сарацинами. В этих беседах Мефодий почти не принимал никакого участия, так как был меньше обучен, чем Константин: он, как бывший воевода, лучше знал, как обходиться с народом, чем вести учёные разговоры. Поэтому Константину, который с малых лет был искусен в науках, хорошо знал Священное Писание и был хорошим проповедником, готовым дать ответ на всякий вопрос, пришлось одному вести беседы о вере; Мефодий же помогал Константину своей богоугодной молитвой. Их усердие Господь прославил победой в прениях с иудеями и мусульманами. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Константин остался в столице, а
Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать ему учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.
После завершения перевода братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Когда стало распространяться божественное учение между Славянами и Богослужение на их языке, тогда первый и злостный завистник – диавол, не вынося этого, вызвал злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужения на латинском языке, и они восстали против братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трёх языков: еврейском, греческом или латинском.
Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь 3 языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелие сказано: «Шедше научите вся языки…». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились ещё больше и подали жалобу в Рим. Братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собою мощи святого Климента, папы Римского, Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почётом, папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведённые книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. Константин и Мефодий со своими учениками не переставали возсылать за всё славу Богу. Римляне же не переставали приходить к ним, и в особенности к Константину, и спрашивать их обо всём.
Некоторые приходили по два и по три раза и принимали наставления.
Вскоре после этого, находясь в Риме, и прежде немощный Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжело заболел, и во время болезни, в чудном видении, Господь открыл ему о приближении кончины. Константин пожелал принять схиму, при постриге он был назван Кириллом. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
Отходя к Богу святой Кирилл заповедовал своему брату Мефодию продолжить их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Папа Римский не разрешил увезти тело святого Кирилла на родину, но приказал положить мощи святого в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. Видя это, Римляне начали всё более и более прославлять святого Кирилла и, написав его икону, стали возжигать пред нею свечи день и ночь, воздавая хвалу Богу, прославляющего любящих Его.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцепа, послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол Андроника. В Паннонии Мефодий вместе со своими учениками продолжил распространять Богослужение, писменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который затем был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания.
Освобождённый по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за неприятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед папой, что сохраняет в чистоте православное учение, и был возвращён в столицу Моравии – Велеград.
Там последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников – священников перевёл на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Макковейских книг, а также Номоканон и святоотеческие книги.
Предчувствуя смерть святитель Мефодий предсказал день своей кончины и отошёл ко Господу 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трёх языках – славянском, греческом и латинском; он был погребён в соборной церкви Велеграда. За погребением собралось безчисленное множество народа. Тут были и мужчины и женщины, и большие и малые, и богатые и бедные, свободные и рабы, вдовы и сироты, странники и туземцы, больные и здоровые. Все провожали со слезами такого доброго учителя и пастыря, бывшего для всех всем, «да всех преобрящет».
Возблагодарим, братия и сестры, и прославим Господа и Его Божественный промысел, которым Он просвещает все земли и народы светом Слова Своего, и всех Его святых угодников – благовестников, через которых Христос призывает нас взять свой крест и шествовать за Спасителем в жизнь вечную для полного духовного воссоединения со Отцем и Сыном и Святым Духом, через благодать и любовь Господа Бога нашего. Аминь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: