«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

Святые отцы воспринимают осуществившееся в день Благовещения Боговоплощение как таинство, непостижимое не только для людей, но и для ангельских умов. Как говорит в «Слове на Благовещение» святой праведный Иоанн Кронштадтский, «таинство, совершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог Безначальный, Необъятный, Неприступный нисшел до образа раба и стал Человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив Божественной славы?» А по мысли святителя Феофана Затворника, в день Благовещения «мир ангельский и человеческий видит действуемое, исполняет повеленное, но не постигает совершающегося. В тайну Боговоплощения желают только проникнуть ангелы».

Мы часто думаем о Благовещении — и справедливо — как о дне, когда Спаситель Господь явил Пречистой Деве Богородице, что Она станет Матерью воплощенного Слова Божия. И мы думаем только о той чудесной радости, которая вошла в мир с обещанием о Спасителе.

Человечество после грехопадения в раю Адама и Евы на протяжении многих столетий ожидало Того, пришествие в мир Кого ещё у дверей рая обещал Господь, сказав, что Семя Жены сотрет главу змия (Быт. 3:15). Здесь упоминается и благословенная Жена, семя Которой будет Спасителем мира. И вот мы сегодня празднуем то событие, которое Церковь называет началом нашего спасения.

Архангел Гавриил приходит не в царские палаты в Риме, и не в ученые чертоги Афин, и даже не в священный храм Иерусалимский, а в скромное, может быть даже убогое жилище в городе Назарет, к никому не известной Деве по имени Мария. Придя, он говорит Ей необыкновенные слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28).

Он благовестил Ей о том, что у Неё родится Сын, который будет Спасителем мира. Деву Марию смутило то, как это может произойти, если Она не знает мужа. На это архангел Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).

Ответ Божьей Матери — начало нашего спасения. Это ответ лучшей представительницы человеческого рода: «Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Не было бы этого смиренного, с упованием на волю Божью, с надеждой на Его помощь, ответа, то в этот момент, может, и не началось бы спасение человечества. Но человечество ответило согласием, и Пресвятая Дева через девять месяцев родила Сына Божьего Господа нашего Иисуса Христа.

Церковное Предание говорит, что Благовещение произошло, когда Божья Матерь читала книгу пророка Исайи, о том, что Дева родит Сына Эммануила (Ис. 7:14). И Богородица желала хотя бы послужить этой Деве, которая, согласно пророку, станет Матерью Спасителя мира.

Эта благая весть звучит для каждого из нас, но мы можем идти по пути, указанному Господом и Божьей Матерью, если тоже будем предочищать своё сердце смирением. Без смирения нет спасения. Господь говорит: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29); «На кого воззрю: только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ис. 66:2). То есть смирение — это богоподобное качество, качество, которое имеет наш Бог.

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Это качество души воспитала в Себе Божья Матерь, и оно сделало Её Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим. И это дало возможность Богу вселиться в утробу Девы Марии и стать истинным Человеком, таким, каким Господь задумал человека при сотворении. Это — тот идеал, к которому должен стремиться каждый человек, но достигается он только через смирение и веру в благую весть. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.