Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю всех вас с воскресным днём, малой Пасхой. Сегодня, в 25-ю неделю по Пятидесятнице, нам, братья и сестры, Святая Церковь предлагает для назидания отрывок из Евангелия от Луки о милосердном самарянине, в котором Спаситель отвечает на вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь Вечную?». Задавший этот вопрос законник сам правильно отвечает на него, выбрав из множества предписаний Ветхого Завета два самых главных: о любви к Богу и к ближнему, то есть к людям. Законник же, получив похвалу от Господа, не успокоился, а с высокомерием спрашивает дальше: «а кто мой ближний?». На что Господь отвечает притчей, содержание которой всем нам хорошо известно. Поскольку данное воскресение совпало с днём чествования Иоанна Златоуста, Литургия которого служится чаще всего, в том числе и сегодня, то в сегодняшней проповеди буду опираться на толкование этого отрывка Евангелия святителя Иоанна Златоуста.

Согласно ему «Иерусалим – рай, Иерихон – этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон – первозданный Адам; изгнанный из рая, он шел в Иерихон, т. е. в этот мир.  И попался разбойникам, т. е. к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия и изранили его, а в том числе и нас, потомков Адама, – всё человечество. Мимо израненного прошли двое: священник и левит. «Иерей – закон Моисея, а левит – слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо». Возможно, согласно закону, они поступили правильно: идя на службу в храм, они старались избежать осквернения, прикосновения к трупу, вдруг этот человек умер. Действительно знание закона не гарантирует праведность. Существуют рецидивисты, знающие весь уголовный кодекс наизусть, и наоборот, множество людей не знает законов, но их не нарушает.

Кто же может спасти падшего человека? Только наш Спаситель Иисус Христос. Согласно святителю, его и символизирует милосердный самарянин. Дальше Златоуст поясняет, что означают орудия врачевания: «Повязки – повеления Христа, елей – святое миропомазание, вино – таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны». Затем, приведя слова пророка Исаии: «Он немощи наши принял и болезни понес», толкует святой Иоанн, что Собственным скотом Христос называет тело, которое Он принял для нас от Пренепорочной Девы. Гостиница же есть не что иное, как Церковь, основанная Христом, а два динария, выданные гостиннику (служителям Церкви), есть Ветхий и Новый Завет.

Какой же вывод из всего сказанного должны сделать мы, братья и сестры? В основе нашего спасения лежит любовь и к Богу, и к ближнему. А ближним, согласно данной притче, является тот, кому мы в данный момент можем помочь, независимо от того, что это за человек. Ведь самарянин помогает иудею, а, как известно, иудеи презирали самарян. Кроме того, необходимо помнить: корабль спасения есть Церковь, а ей выдано 2 динария, которые необходимо правильно расходовать. Необходимо обязательно изучать Священное Писание. Сейчас для этого наступает самое благодатное время; послезавтра начинается Рождественский пост. А во время поста обязательно необходимо усилить духовную жизнь, в том числе и чтение духовной литературы. Евангелие необходимо не только целовать, но и изучать. Спасай нас всех Господь. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.