Господь наш Иисус Христос есть Тот, Кто, реально имеет власть прощать грехи. Евангелист благовествует и удостоверяет действительность слов: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои», действительностью слов, которую можно проверить, что называется, «здесь и сейчас»: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.» (Мф.9:6-7). Таким образом, можно понять, что если сила слов Спасителя дала чудесно-реальную крепость мышцам расслабленному, который до этого сам и на постель не мог лечь (Мф.9:2), здесь в этом земном мире двигаться и идти, то и слова Спасителя про отпущение грехов также имеют чудесную и реальную силу и крепость как на Земле, так и на Небесах.
Святитель Афанасий Александрийский толкует: «Мне предан человек как Врачу, чтобы уврачевать его от угрызения змия, предан как Жизни, чтобы воскресить его мертвого, предан как Свету, чтобы просветить его тьму». «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15). Господь говорит как бы так: чему тут дивиться, что Я – Владыка и Господь всего? Я имею и нечто большее (прощать грехи). Люди могут соблазняться Моим убогим видом, могут Мне не верить, потому что они не знают Меня. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас…» (Мф. 11:27,28).
Иисус Христос, как Врач, говорит расслабленному: «Дерзай, т.е. можешь приближаться ко Мне, не бойся, Я знаю, что самая большая и страшная немощь для человечества – это последствия первородного греха в человеке, то что называется «средостением» – преградой между Отцом и тобой, Бог хочет твоего усыновления. Я в силах помочь тебе, причём Я исцеляю тебя совершенно, начну с причины расслабления – того самого первородного греха: прощаются тебе грехи!»
Как об этом пишет свт. Иларий Пиктавийский (†347): «Расслабленный представляет собой весь языческий мир, нуждающийся в исцелении…, …В одном [потомке] Адама отпускаются грехи души и милостиво прощается первородный грех. Мы не согласны с тем, что расслабленный согрешил в чем-либо; и действительно, в другом месте Господь сказал, что слепота от рождения не была следствием личного или потомственного греха» (Комментарии на Евангелие от Матфея).
Воскресное Евангелие на Литургии вновь и вновь рассказывает о Великой Любви Бога к человеку, начинает с прощения грехов и полного исцеления одного человека – расслабленного, и подготавливает к удостоверению возможно-реального избавления от греха для каждого верующего через совершённые умилостивительную Жертву на Кресте Спасителя Мира Иисуса Христа и в Преславное Его Воскресение.
Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит: «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения…».
Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) объясняет, что слова Спасителя «сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаема, во оставление грехов» (Мат. 26, 28) «заключают в себе ту мысль, что Он – жертва за грехи, проливает кровь Свою с тем, чтобы грехи других оставлены были без наказания», потому, что «знакомым с ветхим заветом известно, что кровию жертв искуплялось прощение грехов (Числ.;15,;20–25; Лев.;10,;21–34) и, как говорит апостол, без пролития крови не бывает прощения (Евр.;9,;22). Известно также, что оставить грех, на языке Писания, означает не подвергать греха наказанию, оставить ненаказанным (2 Пар, 7, 14; Пс. 40; Быт. 50,17).
Сегодня воскресный день, и в этот день Евангельское благовестие приносит христианскую надежду всем верующим, каждому, так или иначе расслабленному сейчас, что Господь всё для нашего Спасения уже сделал доступным не только одному кому-то, но каждому. Будем же дерзать к Спасителю мира, чтобы услышать заветные слова: «чадо! прощаются тебе грехи твои» и неотступно потом уже следовать за Ним, Домой.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: