Грядет Рождество Христово и в преддверии его Святая Церковь вспоминает Праотцев, тех благочестивых и праведных людей ветхозаветной истории, от потомков которых воплотился Христос-Спаситель.

Пришествие в мир Спасителя это и великая тайна, и, одновременно с этим, центральное событие человеческой истории, имеющее вселенский масштаб. Оно показывает великую премудрость Божию, потому что никому из людей, ни ангелам, ни, даже, самому прародителю зла, диаволу, не пришло на ум, что именно так, именно таким образом Бог спасет этот мир!

Во многих религиях мира присутствует идея о любящем боге, о боге справедливом, о боге судие, о боге всемогущем, который может щедро вознаградить любыми благами праведников и наказать нечестивых. Но поглядим в чем парадокс именно христианского понимания Бога: все эти боги – милующие, любящие, справедливые, таковы от избытка своих возможностей, хотят – милуют, а хотят – наказывают. Ведь нет особого подвига в том, чтобы совершить подаяние нищему, если мы сказочно богаты, другое дело – отдать самого себя. Едва ли какой царь (или бог) решится сам пойти под суд и на смертную казнь даже за праведника, как пишет Святой Апостол Павел (ср. Рим. 5:7), а тем более за преступника. Но в христианстве Бог есть Любовь (см. 1Ин. 4:8), т.е. Любовь это свойство Божественной Природы, иными словами: Бог (если можно так сказать о Всемогущем Боге) НЕ МОЖЕТ не любить. Посему христианство и есть безумие для эллинов, сиречь мудрых мира сего: неужели ТАК Бог решил спасти мир, неужели только ТАКИМ образом можно было спасти грехопадшего человека, неужели не было ДРУГОГО способа спасения мира?

Но Божественное Домостроительство нашего спасения было столь промыслительно, что Бог снизошел до того, что воплотился, принял нашу плоть и стал во всем подобным нам, кроме греха. Никому бы не пришло в голову представить так образ спасения потомков Адама и Евы. Настолько мысли человеческие далеки от мыслей Божиих. «Земной царь иногда одевается в одежду простого воина, чтобы не привлечь к себе внимание неприятеля, так и Царь Небесный скрывается под образом раба, чтобы не заставить врага-диавола бежать прежде сражения» [Илия (Рейзмир), архим. «Проповеди», ТСЛ, 2007, с. 373].

Вот, среди таких же людей, как и мы, родился в мир Спаситель. Кто-то может возразить, что мы люди сплошь грешные, а в числе Праотцев множество праведников, однако, во-первых: и в наши дни есть праведники, они ходят среди нас, никем не замеченные; а во-вторых: среди сродников Христа по плоти также было и немало грешных людей (см. Родословие Иисуса Христа – Мф. 1:1-17), по этому поводу св. Иоанн Златоуст говорит: «В родословии воплотившегося Бога не должно не только умолчать, но еще и велегласно надо возвестить об этом, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избежать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор» [Иоанн Златоуст, Свт. «Толкование на Евангелие от Матфея». Т.1. Беседа 3, с 28].

Из жития каждого из Праотцев нам есть чему поучиться, ибо все они могут служить примером для нас в нашей повседневной жизни, но остановимся лишь на некоторых из них:

Даниил пророк, отличавшийся высочайшей жизнью, как по духовности, так и по чистоте сердца, за что претерпел гонение? Он был брошен в ров со львами за то, что отказался хотя бы один день оставить без молитвы! Только вдумайтесь: он отказался спасти свою жизнь ценой того, что многие люди и так делают изо дня в день! Оставить хоть один день без того, чтобы не возблагодарить Бога, чтобы не испросить Его заступничества за родной народ, который претерпевает скорби, для пророка Даниила оказалось невозможным даже под угрозой смерти (см. Дан. 6:7-16).

Святые три отрока были в подобной ситуации – за отказ поклониться земному царю, они были брошены в раскаленную печь, к которой было даже невозможно подойти от жара. Получается, что они тоже ради земного благополучия и безопасности не пошли на сделку с совестью, а остались непреклонны в своем исповедании Единого Бога. Посмотрим на себя с этого ракурса: не бывает ли в нашей жизни такого, что мы стесняемся звания христиан? И ради некой безопасности и временного покоя идем на поводу у мира сего?

А Иосиф Прекрасный был, пожалуй, в еще более опасной ситуации, нежели три отрока в печи горящей – ему предстояло пройти сквозь «горящую печь» блудной страсти, когда жена египетского царедворца, в доме которого Иосиф был рабом, принуждала его к греховной связи. Три отрока были на виду у всех, Иосиф и беззаконная жена – одни; три отрока были приговорены к казни – а здесь все, вроде, пока благополучно; при том, что она была госпожа, а он раб, она имела власть и деньги, и, наверняка, красоту… однако, Иосиф предпочел наказание, нежели отказ от заветов Отцов, основанных на Заповедях Божиих. Мы же, порой, открыто идем на явное беззаконие, забывая о Боге.

Дорогие братья и сестры! Поставляя образ Святых Праотцев перед нашим мысленным и молитвенным взором в этот день, Церковь увещевает нас не уподобляться строптивому и жестоковыйному народу израильскому, который, не взирая на чудеса и знамения, не умягчил своего сердца, но уготовил Христу «Крест, гвоздия, копие, смерть» [Молитва 3 из Последования ко Святому Причащению. Православный молитвослов, 2018, с. 221]. Уподобимся лучше мудрым волхвам, принесшим свои дары родившемуся Богомладенцу. Принесем Ему золото нашей искренней веры, благовоние нашей надежды на спасение, и ароматную смирну нашей горячей любви к Богу и ближним!

Спаси Господи всех нас!

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.