Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры. Сегодня мы с вами слушали евангельскую притчу о разбогатевшем, который размышлял: «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Как там с пшеницей, так здесь со многими видами богатств, человек усердствует о подобном ложном успокоении своей души.

     Феофан Затворник наставляет нас: «Желающие избежать этой горькой участи пусть богатеют только в Бога. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога».

    Сам Господь нас наставляет обратиться от земного: «Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:17-20)

    Но человек воспитанный в трудах земных постепенно незаметно втягивается в попечения о земном и проникается ими до того, что отдаляется от Творца, и теряет самого себя, делается «безумным» – как мы слышали в Евангелии. Никак нельзя нам братья и сестры посмотреть на этого разбогатевшего человека, как на чуждого нам, но наоборот – как на подобного. И подобие это в поврежденности ума. Да, это поврежденность глубокая. Кардинально исправить ее человеку не под силу. Христос только сделал это в совершенстве, к которому и нас призвал. Он воспринял все человеческое естество ум, душу и тело и обновил. Поэтому Его еще называют вторым Адамом. Потому что, как от Адама пошел весь род человеческий – так от Нового Адама рождается человечество, которое Он изводит из-под ига греха, проклятия и смерти. Какова же эта разница? Где она? Между тем умом падшего человека и умом Новым, блаженным, как у святых? Таким, который не будет претыкаться о земное. А все человечество, дорогие братья  и сестры, претыкается. Ради этого сказал Спаситель: «Ищите прежде же Царства Божия и правды Его, и все приложится вам (Мф. 6:33)». Чтобы искать прежде Царствия Божия и  правды его что нужно? Евангелие здесь говорит нам: «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8)»

И еще: «Светильник телу твоему есть око твое: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет (Мф. 6:22)» Око это – око ума. Помните как мы поем на службе: «Слава Тебе – показавшему нам Свет». Свет для ума. А куда смотрит наш ум? Вот это нужно понять.

    Начать смотреть на Творца в молитвенном делании,  размышлять над Боговдохновенными смыслами Писания.

   О преображении ума много размышлял святой прп.Максим Исповедник. Он говорил о Логосе-Христе и логосах (смыслах заложенных во все Богом Творцом) От Него исходящих, Им порождаемым и к Нему возводящих наше разумение. Вспомните как Христос называет Себя: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.(Откр 21:6)» и «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр 1:8)». Альфа и омега. Начало и Конец. Это значит, что в Нем и от Него начало всякого делания и Сила, первотолчек для такого начала, цель и источник смыслов.

    «Аз есмь Любовь» – говорит Христос. И мы трепещем пред непостижимостью этой высочайшей добродетели. Вот как описывает прп.Максим Исповедник добродетель Любви: «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога… Все добродетели споспешествуют уму в возлюблении Бога, но всех более чистая молитва»

   Но чистая молитва, как далекая еще от нас. К ней нужно усиливаться. «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф. 11:12)» Идет Рождественский пост, дорогие братья и сестры. Время приложить разумно такое усилие. Это «время благоприятное, это день спасения» (2Кор. 6:2). Древний апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о посте, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. Если же болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души.

    Хочу вам привести прекрасные слова о посте прп.Исаака Сирина: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим»

   Сегодня святая Церковь празднует память благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Получив перед битвой благословение от архиепископа Спиридона, святой Александр укрепил дружину словами: “Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были” С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь выступил на врагов. Было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Борис сказал: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру”. С помощью Божьей Александр разбил шведов и стал называться Невским. Мы все братья и сестры принимая святое крещение вступаем в ряды воинства Христова. И нам нужны такие же воля, мужество, Вера и благочестие, как у благоверного великого князя Александра. Да благословит нас Господь его молитвами и наставит в преуготовлении к Великому Празднику Рождества Господня. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.