Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры сегодня мы слушали евангельское чтение о помазании миром ног Христа грешной женщиной, которую осуждал фарисей. «…Принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк.7:37-38). Господь, обращаясь к фарисею говорит: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47).

  Как может быть связана мера любви и прощение грехов? И как приумножить Любовь? Оказывается, зависит это от того, как много, мы видим, оставляет нам Господь. Видим ли мы?

Как решительно и глубоко изменила свою жизнь прп. Мария Египетская, память, которой мы сегодня совершаем! Церковь святая вдруг стала для нее рубежом обращения. Она не смогла войти в нее с не верным сердцем, как и, напротив, смогла войти, после обращения. Не так ли и с нами должно происходить в нашей жизни? Церковь, как столп и утверждение истины, непотопляемо стоит посреди бушующего моря страстей мира сего. И мы, перешагивая порог храма, входим в этот «непотопляемый челн». Здесь нас Господь научает мере непреходящей, которой мы должны мерить себя, чтоб еще при жизни сей открылось нам сияние жизни вечной. Из сегодняшнего чтения мера эта – познание себя, «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47).

   Если же мы будем усердно смотреть в себя, тогда на чем остановиться вниманием, что сделать основным, важнейшим? Образ Божий, по которому создан человек. Но откуда же нам знать каков этот образ? Это вопрос никогда не был бы очевидно разрешен, если бы не явил его (образ Божий) нам Христос. А взирая на Христа, человек видит и свою удаленность от Него, и свою бедность добродетелями, и свою немощь в победе над страстями. Ведь можно сравнивать себя и с другими людьми, что неизменно приведет к расслаблению сердца и даже осуждению. Мы знаем, прямой путь ко вхождению в рай названный Богом: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7,1). Однако, как в действительности трудно это исполнить человеку? Чем меньше он видит своих грехов, тем больше осуждает ближнего. Мера его падает, уменьшается, искажается до того, что он не способен узнать Бога, как не узнает Бога фарисей во Христе.  Почему фарисей не «видит» Христа, а грешная женщина «видит»? Потому что к Нему ее приводит плач о грехах. Она несет миро, как плод этого плача и отирает ноги Его власами главы. Сразу мы слышим: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7:47). Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге Лествица, в главе «О радостнотвоном плаче» пишет: «Итак в бездне плача находится утешение; и чистота сердца получает просвещение. Просвещение же есть неизреченное действие, неведомым образом разумеваемое и невидимо зримое. Утешение есть прохлаждение болезнующей души, которая, как младенец, и плачет внутренно, и вместе радостно улыбается. Заступление есть обновление души, погруженной в печаль, которое чудным образом превращает болезненные слезы в сладостные.»

 Прп. Мария Египетская говорит, что 17 лет плакала о грехах своих в пустыне, прежде чем лютые страсти отступили от нее. Как слеза обладает очистительным действием для глаза, так и плач для души очищает ее око для виденья образа Божьего в себе самой. Мы, живущие в миру, можем ли понять даже и свой собственный  плач? Оказывается это тоже достойно рассуждения. Потому что слезы слезам рознь. Одни к умилению могут нас привести, а другие к возношению. Поэтому следует вспоминать слова прп.Иоанна Лествичника: «…значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, и они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений» (Лествица. Слово 32). Это означает то, что верить слезам своим не следует, как и написано: «Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей» (Лествица. Слово 35).

 А очищение от страстей  — это дело всей жизни христианина. На этом пути  верными являются харизматические дары, которых сподобляются святые. Как то: необычайное постовое терпение, хождение по водам, знание писания без его чтения, а прямо из глубины души по научению Духом Святым, исцеление больных и даже воскрешение мертвых. Святые отцы говорят, что не даются харизматические дары тем, кто тщеславится дарами естественными. Тот же, кто оставляет все ради Бога сподобляется полноты сверхестественных дарований. О таких дарованиях рассуждая, вспомним, что мы сегодня так же празднуем память прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, которого даже сравнивают с пророком Елисеем, по дару чудотворений. Он «Благодатной силой молитвы низводил дождь во время засухи, … разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачном лове…, он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов» (Житие прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского). Принял он мученическую кончину от гонителей иконопочитания в 754 году. Так же сегодня празднуется память и прп. Стефана Исповедника, игумена Триглийского, пострадавшего так же за иконопочитание около 820 года.

  Исповедание иконопочитания — это исповедание образа Божьего в человеческом естестве Спасителя. А как в Его, так и в нашем. Как же мы можем увидеть этот образ в глубинах души? Снова и снова спросим себя. Через чтение слова Божьего и «слышанье». Помните, как сказано: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17) Взирая, на чудеса и откровения ученикам, сможем такой образ лицезреть и сохранять мерой и опорой для всей духовной жизни. Да благословит нас в этом Господь молитвами Пресвятой Богородицы,  прп. Марии Египетской, прп. Илариона Нового,  прп. Стефана Исповедника и всех святых. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.